Трудное это дело - театральное предпринимательство, что сто лет назад, что сейчас. На эту животрепещущую тему корреспондент «Правды.Ру» поговорил с театральным режиссёром и антрепренёром, руководителем проекта «Классика в современном прочтении» Наталией Семёновой .
- Что такое антреприза сегодня?
- Типовая ситуация – люди получают деньги под проект и начинают творить. У меня было всё наоборот, я уже творила, когда не ещё было денег. У меня были артисты и сценарий, но не было костюмов, бутафории, площадки. Главное заинтересованность людей, как правило, перспективой, ну и авторитет играет не последнюю роль. Я стараюсь равняться на большие произведения искусства. Мне кажется надо делать своё произведение, не хуже чем это делали известные могикане – Корш, Дягилев, Станиславский или Мамонтов. Своим делом человек должен гордиться, устанавливая при этом высокую планку достижения результата.
- С какими проблемами вы столкнулись в ходе реализации первого проекта?
- Сегодня в России нет опыта создания и работы некоммерческой антрепризы – когда спектакли рассчитаны не на массового зрителя. Антреприза стала «красной тряпкой» для театрального зрителя. При этом слове в уме возникает вид унылой сцены, на которой стоит два стула и разгуливает «звезда» на фоне занавески.
За последние 20 лет абсолютно обесценилось зрительское мировоззрение, которое разрушили дешёвые антрепризы, с хорошими артистами, но совершенно «невкусным» сюжетом. Зрительский вкус благодаря этим дешёвкам сломлен. Благодаря «Классике в Современном прочтении», я пытаюсь восстановить доброе звание антрепризного театра. В Америке существует понятие "театров офф-Бродвей".
Это театры, которые делают некоммерческие постановки, рассчитанные на взыскательного и всесторонне развитого зрителя. Такие постановки поддерживаются государством и местными спонсорами-миллионерами.
Чем больше в нашей стране будет спектаклей со смысловой нагрузкой, тем лучше для будущего поколения. Можно конечно поставить Достоевского в стиле хип-хоп или реп, но принесёт ли это должный результат в умственном развитии нации - большой вопрос. Необходимо прививать людям культуру и возвращать их к истокам. Вот главная задача моих постановок.
- Раньше артистов театра боготворили, носили на руках, ждали около театра, бегали за автографом. Сегодня этого уже давно нет. Как Вы считаете, что может оживить нынешнее состояние культуры?
- В то время – театр был единственной отдушиной для многих. Это было то место в советское время, где люди чувствовали себя таковыми. Времена прошли, страна изменилась, а вместе с ней изменился технический прогресс, позволяющий увидеть театр на экране телевизора, купить диск с любимым фильмом, слушать любую радиостанцию и делать всё что хочешь, конечно, не нарушая при этом закон.
Развитие культуры неразрывно связано с развитием общества. Театру как воздух нужен зритель, новые глаза и лица, новые души и сердца. В Москве люди в основном сидят по домам, мы должны их оживить и пригласить в театр. Милости просим!
- В чем вы видите перспективы и секрет успеха частной антрепризы в России?
- Чтобы успешно вести дела театральной антрепризы, нужно иметь сценический опыт, знать театральное дело, обладать художественным вкусом и творческим началом. Кроме того, надо еще быть изворотливой, хитрой, выносливой, находчивой, экономически грамотной в делах - одним словом, настоящей женщиной импресарио. Любая антреприза сегодня ориентирована на веселье. Это не всегда плохо, но важно не забыть, что кроме смеха существует и драма. Кроме того, секрет успеха ещё и в гонорарах, которые зарабатывают артисты.
Культура – социально зависима, нужны нестандартные концепции, новые имена, новые названия. Хотелось бы восстановить репутацию российской антрепризы и вспомнить ее богатые традиции. Чем я и занимаюсь. Когда антреприза только вступила в свои права, восторгам не было конца.
Справедливо полагали, что глубинка увидит тех, кого ей так хотелось увидеть. Полагали, что и для актеров участие в предприятии станет не только ощутимым дополнением к бюджету, но и возможностью сыграть роли, которые не удавалось сыграть на родной сцене.
Полагали, хотя из суеверия боялись афишировать, что у талантливых людей, которые сошлись вместе, могут возникнуть перспективные для театра идеи. Теперь об увлекательных идеях приходится молчать, а спектакли с безусловным знаком плюс можно пересчитать по пальцам. Десять-пятнадцать реплик, и вы едва ли не безошибочно сможете угадать, как сложатся отношения персонажей и что ждет одного из них в финале спектакля.
- Спонсоры оказывают вам помощь?
- К сожалению, сегодня наше налоговое законодательство не отвечает требованиям реальности, и пригласить спонсора сложно выполнимая задача. Законодательной базы продюсерской, антрепренерской и вообще деятельности, связанной с культурой, в нашей стране не было и, мне кажется, никогда не будет. Компании по-прежнему не могут, как это принято во многих странах, списывать средства, затраченные на помощь культуре, с налогов.
Вся система российского законодательства выстроена так, что ни один уважающий себя бизнесмен ни при каких обстоятельствах не даст деньги на культуру. На западе существует специально разработанная схема, утверждённая законодательно, когда инвестор или спонсор жертвует на культуру, он реально получает налоговые льготы и преференции. Там у каждого, даже провинциального театра есть свой спонсор. Сегодня спонсора невозможно привлечь даже очень качественным рекламным пакетом.
Государство денег не даёт, но и не поддерживает их получение от инвестора. В нашем случае остается верить только в чудо, что живёт в Москве человек, который читает на ночь роман «Игрок» Достоевского и, услышав о нашей постановке, даст денег. Но такого человека найти достаточно сложно, поэтому, создавая антрепризу, каждый рискует тем, что у него есть – деньгами друзей, родственников или окружающих.
Беседовал Игорь Буккер
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.