Издательство Захарова большим тиражом выпустило первые два романа из трилогии «Губернские тайны». Автор «Укротителя кроликов» и «Пасьянса на красной масти» скрыт за псевдонимом Кирилл Шелестов. В издательском предуведомлении говорится, что описаны в романах подлинные события, в которых он сам участвовал.
События простые до безобразия: подручный губернского олигарха помогает хозяину налаживать отношения с властью, бандитами, партнерами, захватывать чужой бизнес, развивать свой. Пьянки, гулянки, разборки.
Параллельно рассказываются душещипательные, умеренно поучительные истории о любви и разврате, достоинстве и унижении, бескорыстии и своекорыстии. Действие летит стремительно, производственные подробности минимальны, внутренние монологи скромны, описания природы и местности также компактны и трудно идентифицируемы. Кушайте на здоровье.
Что же мы на текущий момент из подобного прошли и прочли? Мы читали «Большую пайку» и видели ее облегченную киноверсию «Олигарх». В одном были душевные переживания по поводу бывших друзей, от которых пора избавляться, ностальгия о советской, заповедной романтике, суровые будни строителей новой России. В другом – карикатуры на бюрократов, перекрывающих кислород свободному бизнесу, поневоле нечистому на руку.
Автор романа и сценариев по независящим от него обстоятельствам покинул родину и теперь больше интересуется околополитическими процессами и прогнозами. Строители ничего не построили и теперь блюдут только личный интерес, где-то вдали вздыхая о родине. Наш же обывательский интерес к интимным подробностям жизни больших начальников, сплоченных олигархов с бюрократами отчасти был удовлетворен документальной антиутопией кремлевской диггерши - Елены Трегубовой .
Про трудный хлеб олигархов и аффилированных с ними лиц подробно рассказала Юлия Латынина в череде романов о металлургическом олигархе, его друзьях и недругах. Самый знаменитый роман цикла «Охота на Изюбря» был даже экранизирован и показан по телевидению. Хотя автор осудил экранизаторов за прямолинейность, публика встретила произведение энтузиастически.
Новую же попытка освоения темы предпринята в жанре, так сказать, сверхлегкой беллетристики, «пайки-лайт». Всю эту колоду, картонный хоровод из развратника-губернатора, хама-олигарха, завистника-заместителя, душки-романтика-пиарщика, подозрительной, но доверчивой вдовицы слишком жадного капиталистика, а к ним в добавок – честного мэра-нечаянного убийцы, честной его дочери-любовницы бандита тасовать можно как угодно, но ни к какой реальной жизни, несмотря на уверения издателя, все это не имеет.
А имеет все это отношение к макдональдизации культурного процесса. Романы так называемого, Кирилла Шелестова – развитие направления бескартиночных комиксов, к авторам которых, например, можно отнести рублевскую литературную шансонетку Оксану Робски. Что ж, и это можно читать – как буквы на упаковке от макарон или соли – при отсутствии другого печатного слова, чтобы не забыть…
Можно было бы предложить автору обратиться в специальное агентство, занимающееся «продукт плэйсментом». То есть засовыванием торговых марок в фильмы или романы. Чтобы «завернуть» в роман о губернских тайнах те или иные макароны, тот или иной кофе, а повезет, так и лимузин… Все польза – и рекламодателям, и автору. Чего же бумагой-то швыряться?
Правда, не исключено, что автор уже и об этом подумал. Может, это и есть все завертка – только не для продукта, а для человека-кандидата в кого-то там… Депутаты или губернаторы. Вот подойдет нужный час, и мы узнаем, что господин Шелестов – это еще и знаменитый депутат Митрофан Алексеев, кандидат в мэры Рогнед Дмитриев или еще кто. Вот тогда-то «пайка -лайт» и выстрелит.
Отсюда какие выводы? Включая телевизор или радио, не радуйся преждевременно, что рекламная пауза закончилась. Она может продолжаться – но уже помимо твоей воли и непосредственно в твоей голове. Куда же прятаться?
Алексей ТокаревНадо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.