« Моцарт – это что-то непостижимое в музыке, - сказал Гёте своему другу Иоганну Петеру Эккерману. - Он – образ, который воплощает демона: настолько манящий, что каждый стремится к нему, и настолько великий, что никто не может его достичь». Но такое отношение к гению было не всегда. Некоторые современники композитора откровенно считали, что его звезда закатилась еще при жизни.
На сегодняшний день ситуация коренным образом изменилась. И Вольфганг Амадей предстает пред нами слащавеньким и сладеньким, как знаменитые шоколадные конфеты из его родного Зальцбурга. На фантике розовощекий дядька в белом парике.
Сегодня бывший «Домик Фигаро» (Figarohaus) в Вене открылся под новым названием Mozarthaus Vienna – «Венский домик Моцарта». Историческое здание было отреставрировано за 8 млн. евро и передано в дар музею. В этом жилом доме, расположенном в переулке Домгассе под номером 5, неподалеку от собора святого Стефана, Моцарт жил между 1784 и 1787 гг. Здесь им написана опера «Женитьба Фигаро».
Именем, под которым мир знает его сегодня, сам он никогда не пользовался. 27 января 1756 года в 8 часов вечера жена музыканта Леопольда Моцарта по имени Анна-Мария счастливо разрешилась от бремени мальчиком, которого крестили под именем Иоганн Кризостом Вольфганг Теофил (Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus). Последнее имя, кроме того, было латинской калькой немецкого имени Gottlieb – Готлиб – «любимый Господом». Сам он предпочитал называться Вольфгангом Амадэ (Wolfgang Amadé) или Амадео (Amadeo), но никогда Амадей (Amadeus).
От отца, который был незаурядным музыкантом со строгими моральными правилами, мальчик рано получил беспримерное в истории музыки духовное образование и научился игре на клавире. Маленький Вольфганг говорил: «После Бога следует папа». Самостоятельно, в возрасте пяти лет, он начал сочинять скрипичные концерты. 6-летним мальцом, он вместе со старшей сестрой Анной-Марией, которую в семье ласково называли Наннерль (Nannerl), и отцом, отправился в первые в своей жизни гастроли.
Жизнь и смерть Моцарта покрыта тайной. Хорошо известно почти все о последних днях и часах его земной жизни, но дни между смертью и погребением – покрыты мраком. Даже дата предания земле указана не точно. В регистр умерших при соборе Святого Стефана его занесли 6 декабря 1791 г. Новые исследования указывают на иную дату погребения – днем позже. Косвенно об этом говорят воспоминания современников, которые жаловались на сильную бурю в этот день.
Из-за разразившейся бури со снегом и дождем труп Моцарта не сопровождала его супруга. только несколько друзей и три женщины. Позже возникла совершенно абсурдная легенда о нищенских похоронах музыканта. И даже о захоронении Моцарта чуть ли не вбратской могиле. Даже сегодня диктор НТВ артикулировал в новостях эту глупость.
Слухи появились от недостатка исторической подготовки и незнания правил захоронения в ту эпоху, когда погребение нескольких трупов в одной могиле были обычным делом. В распоряжении о «Захоронении трупов в Вене» от 4 июля 1796 года, подписанного санитарным магистром Гульденером фон Лобес начертано: «В могилы мертвых с гробами согласно предписанию разрешается класть только 4 взрослых трупа и 2 детских. В случае отсутствия детей – 5 взрослых трупов… Одна могила должна равняться по предписанию 6 футам в длину, 4 футам в ширину и 6 футам в глубину».
Таким образом, могила для нескольких трупов строго предписывалась существующими правилами. Законопослушные немцы и австрийцы строго им следовали, тем более что виновного в нарушении могильщика незамедлительно доставляли «в полицейский участок, где он должен быть наказан на месте».
Проблема заключается в том, почему для Моцарта избрали обычное погребение третьего класса, а не пышные похороны. Во времена правления кайзера Иосифа II для особо знаменитых предусматривались отдельные могилы и разрешались траурные церемонии за городскими стенами. Таким образом, при стечении большого числа жителей Вены, был похоронен другой именитый композитор – Кристоф Виллибальд Глюк (1787).
Здесь кажется уместным еще раз напомнить о так называемом черепе Моцарта, о котором «Правда.Ру» не так давно писала . Напомним, в 1902 г. музею Моцарта был завещан череп, который принадлежал профессору анатомии Гирту. Исследования ДНК в этом году не привели к однозначному результату точно так же, как и проводившиеся ранее антропологические измерения. Череп принадлежал человеку небольшого роста, хрупкого телосложения, возраст которого мог соответствовать возрасту
Однако сразу же нашлись аргументы и против. Ясно видный кариес на первом боковом зубе слева вверху, местоположение которого не соответствует обычно очень надежному и педантичному описанию отца Моцарта, который, говоря об «обычном флюсе» у сына, всегда упоминал о правой стороне.
И еще. На внутренней стороне левой височной кости заметны следы эпидуральной гематомы – кровоизлияния между твердой оболочкой мозга и костью черепа. Обычно такая травма от внешнего воздействия кончается смертью пострадавшего. В анамнезе Моцарта упоминание о таком «инциденте» полностью отсутствует.
Сомнительна история находки черепа. Хищения черепов известных покойников – не редкость, но настораживает, что из-за отсутствия заказчика у могильщика просто не было мотива для кражи.
Игорь БуккерНадо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.