Создатель уникальной египетской коллекции в России

На этой неделе исполнилось 150 лет со дня рождения Владимира Семеновича Голенищева , выдающегося русского египтолога и коллекционера, востоковеда с поистине энциклопедическими знаниями, помимо египтологии внесшего свой значимый вклад в развитие ассириологии, изучение древней земли Урарту и клинописного письма.

И все же, несмотря на огромный диапазон своих интересов, Владимир Голенищев был, прежде всего первым профессиональным российским египтологом, оставившим после себя Отечеству не только многочисленные, поистине бесценные научные исследования и публикации и знаменитую коллекцию памятников древнеегипетского искусства, но и сложившуюся египтологическую традицию, продолженную Б. А. Тураевым, О. фон Леммом, В. В. Струве.

Превосходное знание арабского языка оказало Голенищеву большую услугу: он мог свободно общаться с современными ему египтянами и, следовательно, не иметь ограничений в деле розыска и покупки древностей для своей коллекции. Наделенный тонким вкусом, обширными знаниями и, что особенно, прозорливостью в атрибуции памятников, он в полной мере использовал имевшиеся в его распоряжении средства, приобретая порой истинные шедевры искусства для своего собрания.

В 1879 году Владимир Семенович первый раз вступил на берега Нила. Позже его поездки в Египет стали регулярными. Колоннады храмов Луксора и залы музея в Булаке стали пристанищем, где он коротал холодные петербургские зимы, общаясь с коллегами - крупнейшими египтологами того времени. Итоги поездок были представлены на заседаниях Восточного отделения Императорского Русского Археологического Общества и частично опубликованы.

Эти отчеты сохранили не только ценную информацию о египетской археологии, находках, но и о той атмосфере предчувствия открытий и знакомства Европы со землей пирамид, которая царила в стране на исходе XIX столетия. Эти документальные наброски, живые, написанные эмоционально и с глубоким знанием истории Египта, не менее ценны, чем научное наследие Голенищева, но, увы, все еще не изданы полностью.

Голенищев одним из первых оценил важность находки табличек амарнского дипломатического архива, включавшего переписку Аменхотепа III и его сына Эхнатона с дружественными правителями небольших княжеств Сирии-Палестины и таких колоссов, как Вавилон . В этой переписке, отражающей непростую политическую ситуацию в регионе, впервые в египетской истории встречается название Ассирии и содержится множество ценнейших исторических фактов.

«До сих пор, — отмечает Голенищев, - в Египте глиняных табличек с клинописными надписями нигде еще находимо не было и потому самый факт нахождения таких табличек особенно в Верхнем Египте является фактом совершенно необыкновенным. Сами же таблички по своему содержанию представляют интерес необычайный, так как часть из них содержит письма различных азиатских властителей к двум египетским царям, носящим в клинообразных надписях имена: Ниммурия и Напхурия».

Жители близлежащей деревни Хаджи Кандиль были напуганы инспекциями директора Службы древностей Э. Гребо, приказавшего обыскать их дома и изъять находки, однако Голенищеву удалось приобрести для своей коллекции три таблички и позже показать их Б. Сэйсу в Великобритании. Речь шла о письмах к фараону правителей сирийских княжеств Рибадди и Азиру, обеспокоенных ростом могущества хеттского царства и заверявших Египет в своей преданности.

Пополнять свою коллекцию Голенищеву удавалось не только в Египте. Он рассказывал по случаю Б. А. Тураеву, как случайно зашел к антиквару на Невском проспекте в Петербурге и купил свиток с текстом «Гимнов диадем», «сохранивший на двадцати столбцах тщательного иератического письма конца Среднего царства десять гимнов, которые пелись в храме бога Себека в Крокодилополисе, главном городе Фаюмского оазиса, при возложении на чело бога его царских диадем».

Позже Голенищев, человек открытый и щедрый, руководствовавшийся, прежде всего, стремлением глубже понять наследие египетской цивилизации, а не срочно издать все, что возможно, под своим именем, передал копию текста для изучения и издания А. Эрману. Отдельные памятники для собрания приобретались и на распродажах европейских частных коллекций.

Владимир Семенович Голенищев многое повидал на своем веку, пережил Вторую Мировую войну и скончался в Ницце. 9 августа 1947 года «он навсегда заснул в своем кресле, склонившись над листом бумаги, покрытым иероглифическими знаками, написанными его мелким и четким почерком».

Погребальная пелена с изображением умершего, Осириса и Анубиса
Погребальная пелена с изображением умершего, Осириса и Анубиса

Лучшей памятью о нем стали не только многочисленныенаучные труды, но и любовно собранные шедевры, представленные в Египетском зале Государственного Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, куда непременно стремятся те, кто молод душой и для кого притяжение Египта неизбывно.

Виктор Солкин,
Президент Ассоциации по изучению Древнего Египта «МААТ»

Полностью ознакомиться со статьей можно на официальном сайте «МААТ»

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить