Комедия-триллер на Щукинской сцене

Пьесу Тирсо де Молина «Дон Хиль Зеленые штаны» выбрал для дипломного спектакля в Театральном институте имени Щукина режиссер и педагог Михаил Борисов (тот самый, известный всем телезрителям в качестве ведущего «Русского лото»).

Тирсо де Молина (настоящее имя Габриэль Тельес) жил и работал в XVII веке. Точная дата рождения неизвестна, скончался в 1648 году. Принадлежит к триаде великих испанских драматургов, хронологически располагаясь между Лопе де Вега и Кальдероном . Автор множества комедий, в том числе и «Дон Хиль Зеленые штаны» (Don Gil de las Galzas Verdes). Не менее известна «Благочестивая Марта», которую экранизировали в СССР в 80-е годы, а также первая в мире обработка для сцены истории о Дон Жуане «Севильский обольститель» (в других переводах «Севильский озорник», в оригинале «El Burlador del Sevilla»). Писал еще мистические драмы. В конце жизни принял сан и умер католическим священником. Не исключено, что хотел замолить драматургические грехи молодости, так как комедии его по-ренессансному разнузданны, в них активно эксплуатируются сексуальные темы и образы.

Почему Борисов и щукинцы решили потревожить прах испанского классика? По вполне понятным причинам. Эту веселую комедию часто ставят в театральных учебных заведениях. Ее можно хорошо использовать, как площадку для демонстрации возможностей студентов – будущих актеров и актрис. Искрометные стихи. Много прекрасных мужских и женских ролей. Много переодеваний. Есть и любовные диалоги, и грубо фарсовые эпизоды со слугами, и фехтовальные сцены, и танцевальные. Есть где себя показать.

Щукинские студенты и показывают себя вволю. Все стараются, у кого-то получается лучше, у кого-то чуть послабее, но выделять никого не хотелось бы. За одним-единственным исключением. Исполнительница главной роли Агния Кузнецова заслуживает самой высокой оценки.

Ее герой – и есть тот самый «Дон Хиль». Кстати, это словосочетание звучит для испанского уха несколько нелепо. Хиль – не дворянское имя, и приставка дон к нему плохо подходит, примерно, как по-русски звучало бы граф Кузьма или князь Архип. Так вот, никакого дона Хиля не существует в природе. А есть предприимчивая девушка донья Хуана, от которой сбежал жених. Для того, чтобы вернуть любимого, она переодевается в мужское платье, в том числе и зеленые штаны. Затем она в сопровождении старого слуги является в Мадрид и в мужском облике очаровывает, а еще точнее охмуряет сразу нескольких девиц, в их числе донью Инесс (Анна Антонова), ту самую, за которой ухаживает ее легкомысленный жених дон Хуан де Толедо (Денис Косяков). Но у прекрасной Инес имеется постоянный воздыхатель дон Мартин де Гусман (Данила Дунаев). Ему, бравому идальго и настоящему мачо, приходится иметь дело сразу с двумя соперниками, причем один из них – мнимый дон Хиль – таинственно неуловим. Дело в том, что донья Хуана периодически переодевается обратно в женское платье. И уже донья Инесс начинает ревновать к ней своего дона Хиля в зеленых штанах.

Таким образом, возникает бесконечная путаница. Она достигает кульминации в «ночной сцене», когда в сад к донье Инес проникают сразу оба ее поклонника (свободные же нравы были в католической Испании!), а главная героиня попеременно возникает то в своем природном женском облике, то в мужском. Вдобавок тут обнаруживается кузина Инес донья Клара (Александра Волкова), которая тоже влюбилась в мифического дона Хиля, и пришла, тоже переодевшись в мужскую одежду, чтобы выяснить, кого этот «ветреник» любит на самом деле. Причем все мужчины, и настоящие, и ряженые, являются в зеленых штанах, и все выдают себя за того самого Хиля.

Надо сказать, что в этой сцене сумели развернуться не только все актеры, но и режиссер Михаил Борисов . Он сумел передать заявленное автором сочетание смеха, морока и жути. Все-таки комизм Тирсо де Молина – это уже не безудержное веселье, например шекспировских комедий времен высокого Возрождения. Тут уже наступила эпоха барокко. А ее отличает, помимо откровенно циничного подхода к любовной теме (больно уж легко дамы меняют кавалеров, а кавалеры дам), еще и ощущение, выраженное позднее Кальдероном в названии своей знаменитой пьесы «Жизнь есть сон».

Вот это ощущение сна, даже кошмара, чуть ли не триллера, и возникает при прочтении той самой ночной сцены. Возникает оно и в спектакле. Конечно, юные артисты, в основном, выбирают за основу своих ролей здоровый смех. Но режиссер помог им в нужный момент передать и эту, теневую сторону комедии Тирсо де Молина .

Но кошмар быстро развеивается. Кончается все хорошо. Влюбленные разбираются в своих чувствах, кто с кем хочет – воссоединяются и действующие лица дружно, под веселую испанскую музыку, начинают готовиться к свадьбам.

А исполнителям впору начинать готовиться к серьезным ролям во «взрослых» спектаклях. Впрочем, не все студенческие спектакли Михаила Борисова умирают вместе с очередным выпуском. Так, поставленный им в позапрошлом году дипломный спектакль «Парижская жизнь», по музыкальной комедии Жака Оффенбаха, обрел новую жизнь на сцене театра Оперетты, сохранив очень многих исполнителей – бывших студентов.

Николай Троицкий

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Темы жилье
Обсудить