Писатель-фантаст Григорий Бондарчук делится своими мыслями о состоянии современной российской фантастики.
- Что вы думаете о современной фантастике?
- О фантастике в целом, об отдельных её жанрах или только о Российской? Это очень широкое понятие и здесь, как мне кажется, в каждом направлении существуют различные тенденции и течения.
- Что если только о Российской?
- Проблема в том, что практически нет научной фантастики. На прилавках обилие бессмысленно кровавых вестернов, каких-то оккультных драм и ведьмовства. А нормальной научной фантастики нет. Отчасти это понятно, сегодня мало авторов имеющих классическое образование и инженерные знания. Сами посудите – любой выпускник филфака, а он же и является современным литератором, он неминуемо будет демонизировать даже простой двигатель внутреннего сгорания. У него в голове не укладывается, что за всеми явлениями природы и жизни стоят вполне определенные процессы, а не духи, демоны или другая чепуха. Вот его и тянет на всякие глупости про неизвестные поля, силу мысли, колдовство и прочую ерунду. В итоге эти люди рисуют перед читателями в будущем какое-то странное общество, в котором правят моральные уроды с паранормальными способностями. И зачем тогда учиться, зачем стараться? Как результат, такая литература понижает мораль общества, а у нормальных людей падает интерес читателя к самой фантастике в целом.
- Это классическая точка зрения технократов, но вы допускаете, что и другие точки зрения должны существовать?
Существовать им или нет, от меня не зависит. Но если говорить о моем отношения к мистикам – то оно резко отрицательное. Большинство нормальных людей пользуются автомобилем, а не силой мысли для перемещения. И даже филологи и занимающиеся шарлатанством колдуны. Если мы хотим завтра сделать машину лучше, чем сегодня, то этим надо терпеливо и спокойно заниматься. А от молитв или заклинаний, как мистических или коммунистических – машина лучше не станет. Почему в России не производится нормальных автомобилей? Да потому, что долгое время ценились не те, кто умеет хорошо делать машины, а те, кто лучше произносит лозунги (это в смысле заклинаний). Если мы хотим жить в комфортном мире, с каждым днем улучшать жизнь и быт человека (а что здесь плохого), то надо понимать от кого это зависит. И чем больше у нас будет прогрессивно мыслящих активных граждан в стране, тем труднее будет мордовать такой народ и тем лучше будут условия жизни. Счастье и успех добывается своими натруженными руками. А воспитывать людей на всякой чепухе, дескать сиди и жди, завтра придет экстрасенс и ты станешь правителем или вождем, это по меньшей мере безнравственно.
- А почему Вы решили изменить на Марсе брачные отношения между людьми?
- В свое время Август Бебель выпустил замечательную работу «Женщина и социализм». Там он обосновывал, что с развитием производительных сил с определенного уровня человеческое общество вернется к матриархату. Если отбросить коммунистические заблуждения Бебеля, то остальные его предположения не так уж и сомнительны. Сегодня мы наглядно видим серьезную активизацию движения суфражисток или феминисток и если посмотреть на положение женщины в обществе за период в 200 лет, то выводы Бебеля подтверждаются. Но мне кажется, что любая общественная система, в которой применяется половая дискриминация – плоха. Ну почему в России для мужчины возможно иметь только одну жену? Это глупо, тем более, что в России проживает значительное число мусульман. Значит фактически мы заставляем людей вступать в незаконные браки, рождаются незаконные дети и происходит нарушение прав человека. А, с другой стороны, почему женщина должна иметь только одного мужа? Да пусть имеет столько, сколько захочет. Да, вообще, зачем государству и обществу лезть сюда и регламентировать эти вопросы? Есть один святой принцип – свободное волеизъявление участников и больше ничего не надо.
- Насколько мне известно, многие мусульмане совершенно спокойно живут и не боятся законов в России.
- А кому необходим такой закон, при котором целая религия находится под статьей? То, что за это пока не сажают и не судят, еще ни о чем не говорит. Ходарковский тоже делал все, как и все. Но когда он стал мешать, его посадили, а остальные – пока на свободе. Неужели не понятно, что если эту проблему не решить цивилизованным путем, то её нецивилизованно решат вахобиты. Почему вообще состоялась революция 17-го года? Во многом потому, что идеи, которые провозглашали её лидеры, были настолько новы
- Когда читаешь Вашу книгу, возникает ощущение реальности происходящего. Вы считаете, что действительно будут возможными полеты на Марс в 2020-х годах?
- Это реально хоть сейчас, другойвопрос, сколько это будет стоить. Есть несколько ключевых технических проблем, например энергетика. Я предположил, что в 20-х годах второго тысячелетия человечество сможет строить энергетику на основе реакции термоядерного синтеза. Но возможно обеспечить работу поселенцев и исследователей и на обыкновенном ядерном топливе. Тогда надо на Марсе искать не только воду, но и уран. Кстати о стоимости и вопросам вокруг. Сейчас ведется бурная дискуссия, куда девать деньги стабилизационного фонда. И что? Если бы Россия хотя бы 10% нефтедолларов направила на активную космическую программу, то уже в 20-х годах мы могли бы начинать освоение Марса и Луны.
- А зачем, если по вашему сценарию, как только Марс сможет жить самостоятельно, он станет независимым?
- Независимым, от кого? От людей? От Земли? Это совершенная чепуха и из моей книги всё совершенно становится ясно. Если далекая колония сможет самостоятельно жить, то совершенно неразумно будет пытаться ею управлять из Москвы или Вашингтона. Там на Марсе людям будет видней, что и как им делать. Таким образом, самостоятельность марсианской колонии обеспечена самой природой. Вот если съездить туда будет возможным как в Киев или Вашингтон, тогда ситуация может поменяться, но до этого очень далеко.
- Но тогда как окупить эти затраты?
- Вопрос смешной. В свое время, Испания и Португалия финансировала экспедицию Христофора Колумба. При этом, в отличие от Колумба, который даже не знал есть там земля или нет, мы совершенно точно знаем и видим, что Марс, то – существует. Скажите, а разве испанцы не окупили свои затраты? Был период, когда Испании просто купалась в золоте. Но главное не это, а то, что для человечества оказалась открытой еще одна зона обитания, а это уже ценность более высокого порядка.
- Тогда почему сейчас мы наблюдаем спад интереса к освоению космоса и планет?
- А это закономерные издержки демократических правлений. Любая демократия, как правление выборных представителей из народа, всегда решает две задачи. Первая – как усидеть в управляющем кресле подольше, и для этого она тратит немного ресурсов на ублажение самого народа и немного на силовые структуры. И вторая задача – как украсть из этих ресурсов побольше для себя. Вокруг этих двух задач постоянно вертится вся политическая чехарда, которую нам преподносят как реформы. Зачем им осваивать новые территории, когда своих пока хватает? А если не будет хватать, то можно захватить у соседей – это проще, чем осваивать новые. Если бы Колумб просил деньги не у королевы, а у совета или выборного правителя, то никогда бы их не получил. В демократическом обществе деньги на такие проекты могут быть получены либо как чисто научные и международные гранты, либо как акционерные капиталы. Инвестиционная привлекательность Марса может наступить только после широкомасштабного освоения планеты. Поэтому остается только одно – ждать и надеяться на разум международных научных кругов.
- Так, что же демократия это плохо?
- Не все так примитивно. В разных условиях обитания людей имеет преимущества те или другие институты власти. При высокой плотности и стабильности населения и небольшой территории (Швейцария, Австрия и др.) сейчас удобнее демократия. Но во времена Римской Империи любые демократические города были бы немедленно уничтожены более сильными монархическими правителями. А сейчас, вот смешной пример, демократические США съели практически монарха Саддама Хусейна. Я совсем не уверен, что для России демократическая модель так уж и хороша. Если честно, мне кажется, что излишняя свобода в этой стране больше приводит к анархии, издевательствам над народом со стороны бюрократов и чиновников, чем к народовластию. В итоге, либо эта страна демократически или
- Как вы прокомментируете то обстоятельство, что, как это описано в Вашей книге, на Марсе применялся почти рабский труд уголовников.
- А что уголовники не люди? Чем они хуже других? Если людям предлагается альтернатива или здесь на Земле пожизненная тюрьма или расстрел, или на Марсе новая жизнь, но надо сначала поработать. Что вы выберете? А на счет рабства не надо забывать, что пока человечество не может с ним распрощаться. Римское государство – как апофеоз всех империй, сложилось на основе рабства людей. Именно трудом рабов оно было создано и поддерживалось. Последующие империи уже использовали труд более свободных людей, но до предела были обострены рабские отношения к животному миру. Весь транспорт – это лошади. Мы и сейчас выращиваем огромное число животных только что бы потом убить и съесть. По мере прогресса появились машины, а сейчас они снабжаются микропроцессорами и становятся умными. Пока они тоже в рабстве у людей. Но ведь и тут просматривается некоторый предел. Технологии достигнут уровня, когда искусственная биогенетическая ферма будет производить мясо вкуснее и дешевле, чем реальная. А роботы заявят о своих правах. Это заявление может носить очень даже революционный характер.
- В вашей книге, особенно в описании государственного устройства марсиан, чувствуется влияние Римской империи. Это действительно так?
- А скажите, есть ли в мировой истории более серьезный прецедент? Римская Империя существовала более 2000 лет! За этот период она распространилась от Британии до Аравии! Какое ещё государство может похвастаться такой живучестью. Это стало возможным во многом потому, что законы и порядки в империи устраивали людей в ней проживавших. Мне иногда кажется, что римское право, до сих пор прогрессивнее и проще любой системы законов европейского государства. На практике это только подтверждается.
- Вам не было жалко Люка!
- Было и очень. Когда Люк погиб я несколько дней не мог писать. Потом знакомые и друзья уговаривали меня переделать его судьбу. Но все намного интереснее. Во второй книге Люк снова появится – но это пока сюрприз для читателей.
- Вы, как я понимаю убежденный материалист, но включили в книгу много вопросов религиозных. Почему?
- При Советской власти Церковь испытывала серьезное угнетение и как институт общественной морали и духовного развития общества не функционировала. Сегодня ситуация изменилась, в России возможно проживать и работать как с религиозными убеждениями, так и без них. Властные структуры более не управляют этими вопросами. Казалось бы, именно сейчас наступает время «собирать камни». Однако этого не происходит. Вместо активизации работы церкви по духовному воспитанию людей, происходит их массовое вовлечение в различные секты и полу-религиозные движения. Если церковь не реформирует свои взгляды на эти вопросы, не активизируется, то освободившуюся нишу займут другие. Я говорю о вполне конкретных вещах – церкви необходимо вести активную миссионерскую деятельность, возродить рыцарство и подвижничество, блюсти моральные критерии для верующих. Это очень трудно! Но если этого не сделать, то паства уйдет к другим поводырям. Как должна вести себя церковь по отношению к бандитам, мародерам, наркоторговцам? Если так как сейчас – молчаливо их не различать от добропорядочных христьян, то это равнозначно их поддержке. Я много раз видел на светских и даже церковных мероприятиях в одной компании и представителей власти и главарей бандитов и представителей правоохранительных органов в одной компании. А если церковный иерарх потребует публичного или церковного покаяния от такого человека – как тому быть? Но это уже подвижничество и риск навлечь на себя опасность! Для истинно верующего человека такой проблемы не должно быть.
- Именно поэтому вы решили захватить на Марс католиков а не православных?
- И поэтому тоже. Но основное это то, что католическая церковь, особенно в период Ионна-Павла-II продемонстрировала миру величайшую активность и усердие.
- А Бог есть? В Вашем материалистическом мире?
- Хороший вопрос! Я материалист, но не вульгарный. Я вполне допускаю мысль, что этот мир и жизнь в нем сотворены каким-то высшим существом. Детали как это происходило, здесь не существенны. Но тогда возникают вопросы: А кто сотворил это самое высшее существо? А имеется ли во вселенной возможность самозарождения разумной жизни? А есть ли душа у обитателей других планет или звездных систем? А есть ли душа у машины? А могут ли существовать разумные существа без души? На часть этих вопросов я постараюсь ответить в последующих книгах.
- Каковы ваши ближайшие творческие планы?
- Их много. Во-первых, я хочу завершить II часть эпопеи Солнечного Ветра. Она будет посвящена освоению людьми Солнечной системы. Во-вторых, я мечтаю приступить к подготовке красочного фотоальбома с фотоснимками Марса. Впрочем, мне кажется, что это не будет коммерческий проект, а скорее благотворительная акция. Я завершил подготовку к публикации совершенно новой повести «Игры бессмертных» и надеюсь, что она увидит свет уже в этом году. Готовится серия рассказов современного толка с небольшим налетом мистики и детектива. В общем планов очень много.
- Вы хотели бы иметь большие тиражи и стать популярным?
- Мне это безразлично. Те, для кого я писал, уже прочитали. А будут ли читать это широкие массы, это бизнес издателей. Он от меня мало зависит.
Справка:
Григорий Бондарчук родился в 1961 году на Украине. Еще в ранней юности увлекся космогонией, а также вопросами существования человечества вне привычной сферы обитания, всерьез рассматривая эти интересы как основу будущей профессии. Однако судьба распорядилась иначе, и 20 лет он отдал службе в Советской, а потом Российской Армии. В 1987 году уволился с должности офицера Генерального Штаба. Имеет ряд правительственных наград и почетных знаков. Ветеран советской военной разведки. Дальнейшие его занятия также были далеки от глобальных человеческих проблем, но автор никогда не оставлял своих юношеских увлечений.
Бондарчук получил классическое инженерное образование в С. Петербурге, что определило его критическое материалистическое мировоззрение, чуждое всем видам мракобесия, но не лишило природного интереса к интригам и приключениям. Его роман – это попытка представить свое видение развития человечества, решения задач, на пороге которых мы уже стоим.
Отдел культуры
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.