На этой неделе в столичном Международном университете отмечают Дни Флоренции в Москве. В рамках празднования московское Флорентийское общество (Societa Fiorientina a Mosca) представило фотовыставку Сергея Шияна «Загадки Капеллы Медичи», журнал «Все цвета России/Russian multicolore», книгу П. Баренбойма и А. Захарова «Мышь Медичи и Микеланджело» и пригласило на лекцию профессора Флорентийского Университета Донателлы Липпе , посвященной последним открытиям в истории Флоренции и загадочного семейства Медичи.
Что касается любопытных подробностей находок, сделанных совместной итальяно-американской группой экспертов под руководством синьоры Липпе, «Правда.Ру» собирается рассказать о них своим читателям в ближайшие дни. Сегодня представляем вашему вниманию книгу Петра Баренбойма и Александра Захарова «Мышь Медичи и Микеланджело».
Статуя Лоренцо в Капелле Медичи имеет другое распространенное название - «Мыслитель». Несмотря на военные доспехи, он намного больше похож на Мыслителя, чем одноименная статуя Родена. Кстати, Лоренцо Великолепный был неоднократным победителем рыцарских турниров. Кроме того, он, формально возглавляя всеевропейскую банковскую сеть, был последним банкиром в семье Медичи. Правда, деньги при этом Лоренцо тратил на общественную и культурную жизнь Флоренции, из-за чего само банкирское дело пришло в упадок. Его обильные расходы на поддержку художников, философов и скульпторов, включая самого Микеланджело, во многом создали его славу и неформальный титул «Великолепный».
Под левым локтем статуи Лоренцо находится небольшая коробка, из которой либо выглядывает, либо служит орнаментом голова мыши (некоторые пишут: летучей мыши).
Не стоит забывать о воспоминаниях Кондиви - ученика Микеланджело. В них говорится о небольшом блоке мрамора, из которого скульптор хотел высечь мышь, как символ пожирающего нас времени.
Более часто ее рассматривают как денежный ящичек. Вопрос представляется важным, так как для статуи банкира Лоренцо Великолепного денежный ящик вполне подходящий символ, чего нельзя сказать о его рано умершем внуке Лоренцо, правившем Флоренцией плохо, а главное, уже не имевшем никакого отношения к банковскому делу. Не был он замечен и в особой благотворительности.
Денежный ящик может быть указанием на то, что статуя посвящена Лоренцо Великолепному, а не его захудалому внуку.
Но как точно определить, что этот ящичек под локтем статуи действительно имеет отношение к деньгам? И причем здесь мышь? Неожиданная подсказка может быть обнаружена на Востоке.
Мы не рискнем заявлять, что сама по себе статуя Лоренцо по многим своим признакам похожа на индийские статуи, изображающие божественные существа и самих богов. Ее необычность для существовавшей до Микеланджело европейской скульптурной традиции (включая античную) отмечают многие, но, скорее, видят в этом новаторский вклад великого скульптора.
Мы попробуем ограничиться образом мыши, который прямо ассоциируется с индийско-буддийским божеством Ганешей , изображаемым с головой слона. Мышь является транспортным средством этого бога, и обычно изображается под его рукой или ногой, либо (уже значительно увеличенная) в качестве его перевозчика. В период нашего пребывания в Непале, где смешанная индийско-буддийская традиция сохранилась в том виде, в котором она существовала на Индостанском полуострове и пятьсот, и тысячу лет назад, нам удалось обнаружить, что мышь Ганеши по общепринятой традиции либо практически сливается, либо выполняет ту же функцию, что и аналогичное животное под рукой бога богатства и благополучия Куберы (буддийское название Джамбала). И то, и другое животное производит (выплевывает) драгоценные камни и является символом производителя богатства. Это видно на танках — традиционных буддийских рисунках на бумаге и шелке.
В разговоре с бывшим буддийским монахом, а ныне художником Ламой Тсонамгелем мы узнали, что изображение мыши Ганеши как символа производителя богатства, такое же как у бога благополучия и богатства, соответствует старинной традиции Куберы, характерной для Непала и Тибета. Поэтому нам кажется, что нельзя исключить, что Микеланджело знал о мыши как символе благополучия и богатства, и использовал этот образ, известный ему по живописным изображениям на шелке или индийским статуэткам.
Мы приведем в данной брошюре иллюстрированный ряд, показывающий и подтверждающий вышесказанную индуистско-буддийскую живописную и скульптурную традиции.
У кого-то может возникнуть вопрос о том, мог ли Микеланджело видеть изображения индийских богов? В связи с этим хотелось бы напомнить, что индийские солдаты были отмечены на земле Древней Греции как составная часть персидских войск уже в 480 году до нашей эры.
Несколько позже, в IV веке до н.э., воины Александра Македонского наверняка вывозили из Индии статуэтки богов из слоновой кости, золота и серебра.
Танки - индийско-буддийские иконы на шелке - известны с VII века нашей эры, а интенсивная торговля с Индией через Средиземноморье ко времени Микеланджело могла доставить в Европу немалое количество статуэток и шелковых танк.
Описаны диалоги Сократа с индийским брамином, существует серьезная историческая концепция, что Пифагор почерпнул свои многие научные и философские идеи, когда в VI веке до н.э. путешествовал в Индию. Расстояние от древнегреческих городов в Малой Азии до Индии, кстати, лишь немногим превышает расстояние от них же до Франции.
Неоплатонизм, ставший при Лоренцо Великолепном государственной идеологией Флоренции времен возмужания Микеланджело, зародился в Александрии, где тогда уже имелись индуистская и буддийская общины. Не будем так же забывать, что буддизм древнее христианства на шесть веков, а индуизм на все три тысячелетия.
Циркуляция идей и художественных образов между Европой и Индией почти наверняка происходила и, кстати говоря, вполне могла быть предметом обсуждения на застольных беседах Платоновской Академии во Флоренции, где, наряду со знаменитыми философами Пика дела Мирандолла, Фичино, Полициано, нередко бывал и подросток Микеланджело.
Вспомним также, что в древнегреческой традиции мышь ассоциируется с Аполлоном и Дионисом, а также о том, что древние греки говорили об Индии как о священной территории Диониса.
Мы надеемся, что внимание исследователей Капеллы Медичи будет привлечено к значению символа мыши, расположенного под рукой статуи Лоренцо, и что наши материалы могут быть чем-то полезны для оценки этого символа.
См. также по теме:
Гениальный Микеланджело страдал особой формой аутизма
В Италии найден неизвестный автопортрет Микеланджело
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.