Приезд в Париж и знакомство с сюрреалистами в 1926 году стали серьезной вехой в жизни Сальвадора Дали . Художник страстно мечтал жить и творить во Франции. Но обстоятельства семейных уз, деспотизм отца и зависимость от его решений отодвинули обретение свободы на три года. Вернувшись в Париж в 1929 году, он познакомился со своей будущей женой, музой и «тюремщицей» Гала Элюар. Жена известного французского поэта Поля Элюара навсегда завладела жизнью Дали. Но, в первую очередь, внимание художника привлек сам Поль Элюар. Одним из признаков глубоких взаимоотношений между поэтом и художником стал портрет, написанный Дали.
После изменения техники живописи картины Сальвадора Дали стали не только содержательными, но и созерцательными. Отточенная филигранная живопись привлекает внимание, и мелкие детали, присущие сюрреалистической концепции, некоторое время не бросаются в глаза.
Утонченные черты лица поэта, его расфокусированный взгляд в никуда, портрет в виде бюста придают еще большее значение гениальности Элюара. «Бюст при жизни» – прекрасное тому подтверждение. Изящный комплемент от Дали. Легкие воздушные крылья стрекоз, как изысканные слова, обрамляют лицо поэта; рука на лбу прикрывает процесс метаморфозы мысли, известный только Элюару; прильнувшая муза благоволит поэту, говорит о его страсти, соседствующей с впечатляющей агрессивностью светского льва. Ячеистая структура тела символизирует содержательные лабиринты поэтической души.
Создается впечатление, что остальные детали в картине просто случайны. Слившиеся в крепком мужском рукопожатии кисти двух рук, в знак примирения и дружбы удерживающие длинные женские волосы скалы, стали фундаментом для бюста. Кроме явных образов, характеризующих название полотна, картина насыщена известными фетишами Дали.
В правом верхнем углу все та же голова льва с оскаленной пастью отгораживает Элюара от самого Дали в виде головы-кувшина с недоеденным гранатом. Из левой части бюста вытекает уплощенная голова, превращающаяся в рыбью, на которой расположена перевернутая саранча с чьим-то пальцем в брюшке. Как всегда, голову сопровождают известные муравьи. За головой, вдалеке, на заднем плане, видны две фигурки - взрослого и ребенка.
В левой нижней части портрета - мужчина, убегая, уносит образ совмещенной сексуальности. Его преследует второй мужчина. За ними, вдалеке, еще один мужчина рыдает над разлагающимся китом. Другой мужчина сдерживает рвущуюся к нему женщину.
Театр Дали разворачивает свою сцену. Все актеры давно собрались и ждут заветной команды режиссера, чтобы приступить к лицедейству. Комедия и трагедия, любовь и страдания, высокие чувства и фарс, зависть и страх, скрытая агрессия представлены сегодня на суд зрителя. Действие спектакля разворачивается в виде «тройной спирали» – одной из гипнотических техник. Рассеивая и завораживая внимание зрителя с помощью не связанных между собой образов, маститый режиссер интриги приподнял занавес. Прекрасно отточенный Эзопов язык повествования прикрыт утонченными декорациями.
«Жил-был поэт. Его поэтический язык воспевал красоту самых обычных явлений необычным слогом. Я люблю твое тело, твои губы, твой живот, твои ягодицы, твои ноги и то, что между ними, и цвет всего этого».
В голове поэта обретали возвышенный смысл обыкновенные простые слова, и на свет появлялись творения, привлекающие внимание к мастеру слова. Закаленный в битвах солдат, отец, муж со всей душой принял своего нового молодого друга-провинциала, далекого от светских интриг и обыденной жизни. Юный художник восхищался поэтом, его слогом, но более всего - его женой. С согласия жены, при полном попустительстве мужа, художник крадет женщину у поэта, мать у ребенка, обретая уединение в далекой Испании. Действие сопровождается страхом и ужасом, преклонением и кастрацией, завистью и мстительной агрессией».
Восхваляя Элюара, Дали сотворил красноречивую поэму, объясняя причину своих порочных действий . Продолжая рыдать над умершей матерью, художник осознал, что нашел ей замену, вернее, ее телу.
Он «крадет» жену Поля Элюара, желая «превратить» Гала в мать. Сальвадор Дали не пытается уйти от ощущения порока, от греховной любви к безбожнице-матери, сгорающей в аду. Художник дает понять французскому поэту, что Гала необходима ему для путешествия в «потусторонний мир», и когда мать очнется от летаргического сна, он вернет чужую жену.
Гений любит только мать.
Максим Кошмарчук , Новосибирск
Ссылки по теме:
Психотерапевт из Новосибирска раскрыл тайну Сальвадора Дали
Аналитическое толкование творчества С.Дали на примере картины "Апофеоз Гомера (Дневной сон Гала)"
Игры разума Сальвадора Дали
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.