Как уже писала «Правда.Ру», в Московском доме национальностей состоялось представление выставочного проекта «Восточная (Крымская) война 1853-56 гг. В гравюрах и рисунках» , приуроченная к 150-летию со дня окончания войны.
Историк Д.Г. Гулиа , который является внуком создателя абхазского алфавита и литературного языка, народного поэта Абхазии - Д.И.Гулиа , вкратце рассказал о выставке:
- Крымская война – очень важный временной раздел истории России 19-го века, но почему-то о ней не так много известно. Многие работы, которые представлены здесь, хранятся в крупнейших музеях мира, архивах и частных коллекциях. Здесь не напрасно прозвучала мысль о создании, так называемых, народных музеев. Возможности создать базу для не очень дорогих музеев, которые могут быть очень широко распространены в школах, в воинских частях, на кораблях, в маленьких деревушках, в богом забытых уголках России. В них бы экскурсоводы рассказывали молодым людям о славном героическом прошлом русского народа и всех народов, населявших Российскую империю и республики Советского Союза. Такие работы становится очень трудно найти сегодня - они уходят в частные коллекции, многие пропадают для ученых и просто любознательных людей.
На нашей выставке особенно много картин и гравюр, связанных с героями и событиями Крымской (Восточной) войны. Почему я говорю Восточная война? Потому что, если говорить Крымская война, то это ограничивает ее значение территориальными рамками, а война была очень широко распространена, начиная от Балтики, Валдая и Архангельской области до Дуная и Черноморья.
Основной этой коллекции послужили работы нескольких весьма примечательных личностей России 19-го века. В первую очередь, это художник и путешественник Василий Тимм . В то время уже была изобретена фотография, но, тем не менее, это было очень громоздкое дорогостоящее оборудование, весьма немобильное. Тимм делал зарисовки разных событий. Например, церемония открытия первого зоопарка в Санкт-Петербурге, первые российские бега на Неве, разные выставки и т.д. Им сделано огромное количество зарисовок реальных событий, народных ополченцев, батальных сцен, сцен повседневной жизни во время этой войны. С 1851 по 1862 год Тимм издавал так называемый «Народный листок». Это было очень популярное в свое время издание, которое рассылалось по всей стране, и доходило до деревень. В богатых домах вывешивались картинки, и люди знали о каких-то событиях, которые происходили не только в то время в России, а в далеком историческом прошлом, начиная с Куликовской битвы. Основа коллекции – как раз работы Василия Тимма.
Еще одна уникальная и удивительная личность в русской истории, к сожалению, незаслуженно почти забытый литератор, переводчик и поэт Николай Берг , который добровольцем ушел воевать на Крымскую войну. Участник военных действий, он умудрялся делать рисунки, посвященные обороне Севастополя. Плюс к этому альбому рисунков, выпущенному в 1858 году, практически сразу по окончании войны, он выпустил двухтомную книгу своих воспоминаний о битве за Севастополь. Они тоже представлены здесь, он сумел сделать зарисовки некоторых мест до военных действий и после. После войны Берг опять занялся литературной деятельностью и никогда больше к этой тематике не возвращался.
Не секрет, что многие части русской армии были вооружены еще кремневыми ружьями, которыев сравнение не шли с современным нарезным вооружением передовых европейских держав. Это война уникальна тем, что, на мой взгляд, она является некоторым прообразом Первой мировой войны, потому что почти все передовые державы Европы: Англия, Франция, Австрия, Пруссия и т.д. – все выступили единым фронтом против России, и Россия с честью выстояла эту гигантскую бойню, потеряв огромное количество людей. Свыше 500 тыс. человек убитыми во время Крымской кампании.
В 1862 году было осуществлено уникальное издание «Народы мира», выпущенное ученым-этнографом Паули к тысячелетию России. Там представлены все народы, населявшие Российскую империю: как они выглядели, как одевались. Были привлечены лучшие художники тех времен, зачастую, безымянные. Представлены те работы из этого альбома, которые непосредственно имеют отношение к Крымской войне, это театр военных действий, и тем народам, которые в этой войне участвовали.
Еще был такой русский художник, тоже, к сожалению, забытый, Емельян Корнеев . Многие его работы оказались трагично утеряны. Художник много своих работ подарил Адмиралтейству, которые во время пожара сгорели. Другие работы остались у некоторых западных (особенно немецких) коллекционеров и находятся в крупнейших музеях. Недавно нашли еще несколько его творений, которые тоже рассказывают о жизни, быте и судьбе народов, населявших Россию.
Интерес представляют некоторые черно-белые рисунки военной формы Русской армии. В 1911-12 годах готовилось издание, дублирующее знаменитое издание 19-го века «Форма вооружений русской армии с древнейших времен». Первая мировая война прервала этот процесс и о нем вспомнили только накануне Второй мировой войны. В конце 30-х годов Сталин дал указание доставить ему некоторые образцы формы старой русской армии. С найденных в архивах старинных литографий были сделаны заново оттиски и напечатано 500 экземпляров. В какой-то мере благодаря этому появилась новая форма Красной Армии, которая была принята официально уже в течение ВОВ. Может быть, и эти рисунки сыграли какую-то роль.
Представлены другие редкие издания, но главная задача – показать, что были и есть такие работы, что их можно представлять, чтобы молодые люди, люди вообще могли познакомиться с нашей славной русской историей. Знать, как люди выглядели, как жили, как защищиали Родину. Показательно изображены первые георгиевские кавалеры, сестры милосердия, это были реальные лица, которые участвовали в Крымской войне, которые совершали невероятные сказочные подвиги. Их надо знать, их надо помнить.
Удивительно, что расчеты англичан на то, что Кавказ вспыхнет и придет конец русскому владычеству на Кавказе, не оправдались. Даже народы, которые постоянно воевали с Россией во время Кавказской войны, не поддержали добровольно турецкую армию, которая была высажена сперва в Батуми, потом в Сухуми и, в конце концов, была разгромлена и удалилась с территории Кавказа. Это очень показательный факт. Кавказские народы боролись за свою независимость, за свою честь, гордость.
Интересно то внимание, с которым относилось царское правительство к народам, населяющим огромную Российскую империю. Наверное, мало кто знает, что было два разных Георгиевских креста. На одном изображен Святой Георгий, а на другом – император. Почему? Не православных награждали с профилем императора, а православных – с изображением Георгия. Эти награды были абсолютно равноценны.
Отдел культуры
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.