Джон Праймер , музыкант, названный "последним блюзовым традиционалистом в Чикаго", отыграет концерты в России в конце сентября. 60-летний чикагский певец и гитарист выступит 22 и 23 сентября в Москве и 24 сентября в Рязани.
Джон Праймер родился в Кемдене, штат Миссисипи и еще с детства увлекся блюзом. Он постоянно слушал Би Би Кинга , Мадди Уотерса , Джимми Рида и Элмора Джеймса на патефонных пластинках и по радио. Музыкальная практика Джона началась с того, что он стал петь в баптисткой церкви, а в возрасте 8 лет играть на струне, натянутой на два гвоздя, вбитых в стену дома его бабушки. Он стал мечтать о настоящей гитаре, и вскоре его мечта сбылась.
В 19 лет он переехал в Чикаго и стал оттачивать мастерство, сначала играя блюзы на улице - знаменитой Максвелл-стрит, а затем и в клубах. Джон выступал в клубе "Кривой Узел" на Рузвельт Роуд, получая за работу весьма небольшие деньги, но при этом был совершенно счастлив. Говорят, что "блюз - это когда хорошему человеку плохо". Так это или нет, но если послушать, как Джон рассказывает о своей жизни, то складывается впечатление, что оптимизма ему не занимать.
В 1973 году он получил постоянную работу в клубе " Teresa’s Lounge ", где играл на гитаре 8 долгих лет, пока его не заметил сам Вилли Диксон - музыкант, которого называют легендой блюзовой сцены. В качестве преимущественно ритм-гитариста, а по совместительству лид-гитариста и певца Праймер играл в Willie Dixon All-Stars всего один год, а затем перешел в Muddy Waters Blues Band . Мадди Уотерс - звезда не меньшей величины, чем Вилли Диксон, и тот факт, что Джону удавалось удержаться в бэндах этих музыкантов, свидетельствует о его мастерстве. Очевидно, что уже в те годы он был великолепным и незаурядным исполнителем. В группе Уотерса он играл до самой смерти Мадди. О тех временах он вспоминает с теплотой: «Словно все мои мечты сбылись разом. Я достиг заветной цели. Играть вместе с Мадди было, как с самим королем играть… Он научил меня меня и музыке, и бизнесу, и уважению к музыкантам… Мадди был как отец для меня и всего бэнда.»
В 1983 году Джон Праймер решил временно поиграть у Мэджика Слима ( Magic Slim & The Teardrops ), до тех пор "пока не поправится Мадди". Но судьба распорядилась так, что он остался в составе группы Мэджика Слима на 13 лет. По словам Джона, эти годы были лучшими в его жизни…
Свой первый диск этот исполнитель выпустил в 46 лет, затем появились еще 9 - студийных и "живых" альбомов. Джон Праймер не раз номинировался на премии Грэмми и Хэнди, активно продолжает гастролировать по всему миру. Отрадно, что сейчас у отечественного слушателя появилась возможность посетить концерт этого выдающегося блюзмена. В Москве и Рязани Джон Праймер будет играть с гитаристом Омаром Итковицы и ударниками Патрицио Раффо и Мауро Диана. Совместные концерты обещают быть интересными - эти музыканты имеют немалый опыт сотрудничества с чикагскими блюзменами. Кстати, только для того, чтобы поиграть с Праймером, двое из них приедут из Буэнос-Айреса.
На московских концертах Джона Праймера можно будет услышать также две отечественные блюзовыекоманды: Dirty Dozen и "Черный Хлеб". Dirty Dozen исполняет акустический корневой блюз, а в состав коллектива входят инструменты, крайне нетипичные для нашей блюзовой сцены. Это балалайка и добро. Надо сказать, что идея использовать балалайку в блюзе зародилась в России раньше - музыкант А. Аграновский, о котором речь пойдет чуть далее, уже проделывал подобные эксперименты.
Все участники коллектива - музыканты со стажем, например, гитарист В. Серегин играет в группе "Черный Хлеб". Вместе с другим участником Dirty Dozen - А. Новоселовым - он принимал участие в записи перепевок песен М. Науменко на диске группы Д. Диброва "Антропология". Еще один музыкант группы - А. Братецкий - один из лучших московских музыкантов, играющих на гармонике.
Репертуар группы составляют каверы классических блюзов и более современных, которым придается окраска старых песен. Интересно происхождение названия Dirty Dozen : это жаргон, появившийся благодаря гарлемским любителям одного весьма странного способа проведения досуга. Речь идет об игре, которая заключалась в том, что два негра по очереди оскорбляли и обзывали друг друга и в особенности членов семьи противника. Выигрывал тот, кто первым выходил из себя. Однако такое экзотическое название для команды было выбрано потому, что Dirty Dozen - песня из репертуара одного из блюзменов.
Что касается группы "Черный Хлеб", то это коллектив не менее выдающийся. Начнем с того, что пару лет назад российский блюзовый сайт blues.ru проводил опрос с целью выяснить - кто есть кто в отечественном блюзе. По результатам этого опроса, лучшим блюзменом был признан лидер "Черного Хлеба" - певец и гитарист Алексей Аграновский (также известный как Док). Этот исполнитель поет блюзы уже в течение 30 лет.
Также Алексей Аграновский - организатор блюзовых джемов, регулярно проходящих в Москве, благодаря его неиссякаемой энергии. Группу «Черный Хлеб» Док создал в 1998 году, и с тех пор коллектив постоянно выступает на различных московских площадках. В 2001 году они выпустили свой первый альбом «Тик», в записи которого принимали участие Б. Булкин, В. Кожекин, Ю. Каверкин, С. Рыженко и множество других блюзменов отечественной сцены.
Коллективы, чьи сеты будут предварять выступления Джона Праймера, очень интересные и достойные. Более того, концерты самого Праймера - настоящее событие в отечественой блюзовой среде, поэтому рекомендуем всем посетить выступления знаменитого чикагского мэтра.
РАСПИСАНИЕ КОНЦЕРТОВ Джона Праймера
22 сентября, ЦДХ, первый сет (18:30 –19:30) - Юрий Каверкин и « Dirty Dozen »; второй сет (20:00 – 21:00) – Джон Праймер и его бэнд; after party (начало в 23:00) – «Дом-у-Дороги».
23 сентября, ЦДХ, первый сет (18:30 – 19:30) «Черный Хлеб» и Доктор Аграновский; второй сет (20:00 – 21:00) – Джон Праймер и его бэнд; after party (начало в 23:00) – «Ритм-н-Блюз кафе».
24 сентября, «Кэролл», Рязань (22:00 – 23:30) - Джон Праймер и его бэнд.
Наталья Филиппович
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.