"Я снимаю антикино", — говорит кинорежиссер Геннадий Полока. — Мое творческое кредо состоит в том, что я делаю в кино то, что другие считают, что делать нельзя. Я пришел в кино из театра и привнес в кинематограф многие приемы, которые до этого использовались только на сцене. Я — за кинематограф яркой формы, которая, на мой взгляд, не менее важна, чем содержание!".
Однажды кинокритик написал о фильмах Полоки: "Это не кино. Это какой-то театр на кинопленке!". Однако режиссер отнюдь не обиделся. Он принципиальный противник "кино под жизнь". Геннадий Полока снимает кино неожиданное, на грани эпатажа, смело соединяя выразительные приемы не только кино и театра, но и цирка, эстрады. Но трюк для него не самоцель, а дополнительное средство художественной выразительности. Достаточно вспомнить только некоторые его фильмы: "Интервенция", "Республика ШКИД", "Возвращение Броненосца"...
"Меня часто называют кинорежиссером, который плывет против течения, — рассказывает Геннадий Полока в программе "Острова" телеканала "Культура". — Почему случилось так, что я оказался антиподом по отношению к моим коллегам? Советские кинематографисты после смерти Сталина увлеклись итальянским неореализмом. Жизненная проза как таковая вызывала восторг и у профессионалов, и у публики. Я категорически против такого узкого понимания кинематографа и погони за примитивным жизнеподобием. Кино для меня не фотография жизни, игровое кино тем и отличается от документального, что режиссер выстраивает свою реальность, яркую, неповторимую, парадоксальную. Я всю жизнь, как могу, борюсь с таким убогим пониманием кинематографа".
Отечественное кино 30-х — начала 40-х годов — это было пиршество формы, считает режиссер, после войны настали времена художественного минимализма и правдоподобия, но Геннадий Полока всегда стремился снимать именно зрелищное кино, кино формы, его не понимали и критиковали, фильмы годами не выходили на экран... Режиссер — приверженец авторского кинематографа, но в его понимании авторский фильм — это не заумное, сложное для восприятия произведение, а "занимательный, сладкий произвол мастера". "Кино, — считает Полока, — это сладкий яд. Человек знает, что пьет яд, но не может остановиться". Режиссер принципиально снимает зрительское кино, яркое по форме и понятное по содержанию. Не стоит слишком "грузить" зрителя своими идеями и концепциями, считает мастер, главное — завоевать доверие и расположение зрителя, увлечь его своим взглядом на мир.
Истоки творчества режиссера — в раннем детстве. В программе "Острова" он вспоминает, что его любимой книгой был "Дон-Кихот" Сервантеса в детгизовском издании: адаптированный для младших школьников. В романе не осталось философии, размышлений о долге и чести, но сохранилась занимательная история про бескорыстного, искреннего рыцаря, которому свойственно естественное позерство. Эта книга явилась, по словам режиссера, путеводной звездой его творчества. Все мои фильмы — про Дон-Кихота моего детства.
Уровень кино, считает Полока, определяют актеры. Его считают одним из самых "актерских" режиссеров отечественного кино. А сам он ищет актеров, способных, прежде всего, потрясать, а не убеждать. "Все художники эгоисты с гипертрофированным самолюбием, но когда ты видишь чудо, забываешь обо всем! — рассказывает кинорежиссер, — Таких актеров было несколько — Павел Луспекаев, Елена Майорова...
Геннадий Полока убежден в том, что любой кинорежиссер всю жизнь снимает одну картину, хотя и под разными названиями, во всяком случае, художник устремлен к единому моральному итогу. Для самого режиссера, как он считает, настало время подведения итогов, о чем он рассказывает в программе "Острова": "Я стремился ответить на вопрос о том, что такое счастье? Счастье — это когда кажется, что ты всех любишь, и кажется, что тебя все любят. Такая короткая, но яркая вспышка бывает в жизни каждого человека. Я пришел к возрасту, когда просыпаешься в ужасе в 5 утра ... Потом просыпается город, в комнату проникают звуки, начинается новый день, продолжается жизнь до следующего утра... Жизнь прожита страшноватая, но грех не помнить то хорошее, что было...".
Режиссер с благодарностью вспоминает о тех, кто искренно и бескорыстно помогал ему в тяжелые времена, когда он был отлучен от кино. Сейчас Геннадий Полока снимает новый фильм, рассказывающий о канадских переселенцах, приехавших в нашу страну в 20-е годы прошлого века. Это снова будет история о Дон-Кихоте, поиске смысла жизни и стремлении к счастью.
Отдел культуры
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.