Первый полет за пределы земной атмосферы на космическом корабле "Восток" совершил наш соотечественник майор ВВС Юрий Алексеевич Гагарин 12 апреля 1961 г. За прошедшее время об этом легендарном полете и о первом космонавте планеты было великое множество публикаций. С каждым годом все труднее находить что-то новое и интересное об этом уникальном человеке, о людях, которые его окружали. Тем не менее это иногда удается, причем чаще всего удача сопутствует местным краеведам.
Огромную поисковую работу по установлению хронологии пребывания Юрия Гагарина на Саратовской земле после возвращения из космического полета провели краеведы города Энгельса. Подытожили результаты многолетнего поиска директор Энгельсского филиала госархива Саратовской области Е. М. Ерина, сотрудники Ю. В. Ренина и А. В. Бурмистров в местных выпусках "Страницы истории. Покровск Энгельс". В частности, им удалось хронометрировать все факты пребывания Юрия Гагарина на Саратовской земле.
Главный редактор Игорь Маринин
"Новости космонавтики"
Публикуемый ниже документ был получен из Архива Президента Российской Федерации по инициативе нашего внештатного корреспондента А. М. Песляка. Мы сочли нужным опубликовать его целиком, чтобы по возможности передать дух того времени, а также ознакомить читателей с реальным документом, послужившим основой для учреждения праздника "День космонавтики" .
ЦК КПСС
12 апреля 1962 года исполняется годовщина первого в истории человечества полета в космическое пространство, совершенного советским человеком, коммунистом майором Ю. А. ГАГАРИНЫМ.
Полет майора ГАГАРИНА является выдающимся подвигом советского народа, победой передовой советской науки и техники в освоении космического пространства. Это историческое достижение является ценнейшим вкладом в сокровищницу мировой науки и техники.
Следовало бы день 12 апреля отметить как знаменательную дату в исследовании и освоении космоса.
Было бы целесообразным:
1. 12 апреля установить ежегодно как "День космонавтики".
2. От имени правительства Союза ССР войти с предложением в Организацию Объединенных Наций об установлении 12 апреля — Международного дня космонавтики.
Народами всего мира был проявлен огромный интерес к полетам советских космонавтов и которые по официальным приглашениям посетили 26 зарубежных стран Европы, Азии, Африки и Америки. Полагаю, что данное предложение будет поддержано многими странами, тем более, что международной авиационной федерацией полеты советских космонавтов утверждены в качестве международных рекордов.
ЛЕТЧИК-КОСМОНАВТ СССР
Майор Г. ТИТОВ
26 марта 1962 года
Напомним, что Юрий Гагарин стартовал на корабле спутнике "Восток" в 09:07 московского времени с космодрома Байконур
(тогда полигон "Заря"). Первое сообщение по радио последовало только в 10:02.
После облета Земли в 10:25:34 включилась тормозная двигательная установка (ТДУ). Корабль затормозился и устремился к Земле. Из-за неисправности клапана в топливной магистрали ТДУ отключилась на секунду раньше. Кроме того, не сразу, с задержкой на 10 мин (подробнее в книге "Мировая пилотируемая космонавтика. История. Техника. Люди"), произошло разделение спускаемого аппарата (СА) и приборного отсека. В результате СА и космонавт приземлились не в 110 км южнее Сталинграда, как планировалось, а в Саратовской области неподалеку от Энгельса, где посадку никто не ожидал. Вот как это было.
В 10:48 на обзорном локаторе радиотехнического наблюдения Энгельсского аэродрома (ныне база стратегических бомбардировщиков) майор штурман М.Тепляков в юго-западном направлении (азимут 240 °) на высоте 8 км и удалении 33 км зафиксировал цель. Это был спускаемый аппарат с Юрием Гагариным на борту.
Через несколько секунд на высоте около 7 км Ю.Гагарин катапультировался. С этого момента корабль и космонавт приземлялись порознь, а цели на локаторе разделились.
В 10:55 (по сообщению ТАСС) неподалеку от трассы Энгельс — Ровное рядом с обрывом напротив деревни Смеловки Энгельсского района приземлился спускаемый аппарат, а около 11:00 примерно в 2 км от СА, дальше от Волги, приземлился Гагарин (точное время посадки не зафиксировано).
Первыми землянами, которые встретили космонавта после полета, оказались жена лесника Анна Акимовна Тахтарова и ее шестилетняя внучка Рита (см. снимок).
Вскоре к Ю.Гагарину подъехали два механизатора колхоза им. Т. Шевченко из деревни Узморье. Затем на ЗиЛ 151 (по другим источникам, ГАЗ 51 и ГАЗ 69) из ракетного дивизиона (в/ч 40218), расположенного у деревни Подгорье, прибыли командир дивизиона майор Ахмед Гасиев, замполит Константин Копейкин и другие военные (всего человек 15). А. Гасиев в 11:15 на машине ГАЗ 69 доставил Юрия Гагарина в свой дивизион. Остальные на ГАЗ 51 поехали к спускаемому аппарату и взяли его под охрану.
Из штаба дивизиона по телефону Юрий Гагарин связался с командиром дивизии ПВО генерал-майором Ю.Вовком (штаб в Куйбышеве, с Москвой связи не было) и доложил: "Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин".
После доклада Юрий Гагарин в ожидании эвакуации общался с личным составом дивизиона, а затем вместе с майором А. Гасиевым на автомобиле направился к спускаемому аппарату.
Тем временем на поиск космонавта с Энгельсского аэродрома курсом 240 был направлен вертолет Ми-4. На борту находились начальник гарнизона генерал-лейтенант И. К. Бровко, командир части полковник С. Осипов, командир вертолета С. Хитрин и борттехник Галкин. С вертолета быстро обнаружили спускаемый аппарат с двумя парашютами. Хитрин доложил по радио: "Вижу на земле парашют, снижаюсь, связь временно прекращаю".
На снимке спускаемый аппарат под охраной (из архива В. Буцких)
Вертолет произвел посадку около парашюта и СА — космонавта не обнаружили. Тогда еще никто не знал, что он приземлился отдельно. Подошедшие трактористы сообщили, что он на военном тягаче уехал в Энгельс. Вертолет взлетел и направился к городу. Около 11:25 с его борта на дороге, неподалеку от КПП ракетного дивизиона, заметили автомашину, из которой вышел Гагарин и махал руками. После посадки из вертолета вышли Бровко, Осипов и Галкин, обнялись с Гагариным и забрали его на борт вертолета.
Хитрин сообщил: "Космонавт взят на борт, следую на аэродром". По свидетельству участника событий Ю. Я. Савченко, вертолет приземлился около КПП. Прилетевшие на нем офицеры прошли на территорию части, где Гагарин фотографировался с офицерами, и вместе с ним и Гасиевым пошли в штаб дивизиона. Через несколько минут они вышли и сели в вертолет. Прощаясь, Гасиев и Гагарин решили обменяться сувенирами.
На снимке Ю. Гагарин на пороге штаба (из архива О. В. Никитина)
Гасиев снял свою фуражку и подарил ее космонавту. А у Гагарина ничего не оказалось. Тогда Гасиев вынул из кармана кителя свой партийный билет, раскрыл его на последней странице и подал космонавту вместе с авторучкой. Тот расписался на левой стороне вверху. Кстати, это был первый автограф Гагарина после космического полета.
В 11:50 Юрий Гагарин вышел из вертолета Ми-4 на поле Энгельсского аэродрома. Именно здесь год назад (с 13 апреля по 20 мая 1960 г.) он проходил парашютную подготовку вместе с другими космонавтами первого набора. Сохранилась вышка (тренажер Борщевского — на снимке), с которой учились прыгать космонавты.
У трапа Ю.Гагарина встретил командир авиасоединения генерал-майор С. Евграфов и офицеры штаба. Здесь же ему вручили поздравительную телеграмму советского правительства. Собралась огромная толпа встречающих. В 12:15 на "Победе" (У9-54-01) космонавт прибыл на командный диспетчерский пункт (КДП) аэродрома, затем в штаб гарнизона, чтобы связаться с Москвой.
В 12:20 на Энгельсский аэродром на самолетах Ил-18 и Ан-10 прибыла поисковая группа с Байконура под командованием заместителя главкома ВВС генерал-лейтенанта Ф. А. Агальцова, а также московские корреспонденты, которые вскоре встретились с Юрием Гагариным.
Следующие три часа Гагарин отвечал на вопросы, фотографировался с собравшимися. Когда наладилась связь, он лично доложил Л.И.Брежневу и Н.С.Хрущеву о выполнении полета.
За два дня до полета Гагарин написал письмо жене Валентине Ивановне. Он знал, что ему предстоит очень опасное мероприятие, риск для жизни был очень велик. Вот это письмо:
"Здравствуйте, мои милые, горячо любимые Валечка, Леночка и Галочка!
Решил вот вам написать несколько строк, чтобы поделиться с вами и разделить вместе ту радость и счастье, которые мне выпали сегодня. Сегодня правительственная комиссия решила послать
меня в космос первым. Знаешь, дорогая Валюша, как я рад, хочу, чтобы и вы были рады вместе со мной. Простому человеку доверили такую большую государственную задачу — проложить первую дорогу в космос!
Можно ли мечтать о большем? Ведь это — история, это — новая эра! Через день я должен стартовать. Вы в это время будете заниматься своими делами. Очень большая задача легла на мои плечи.
Хотелось бы перед этим немного побыть с вами, поговорить с тобой. Но, увы, вы далеко. Тем не менее я всегда чувствую
вас рядом с собой.
В технику я верю полностью. Она подвести не должна. Но бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею. Здесь тоже может что-нибудь случиться. Но сам я пока в это не верю. Ну а если что случится, то прошу вас и в первую очередь тебя, Валюша, не убиваться с горя. Ведь жизнь есть жизнь, и никто не гарантирован, что его завтра не задавит машина. Береги, пожалуйста, наших девочек, люби их, как люблю я. Вырасти из них, пожалуйста, не белоручек, не маменькиных дочек, а настоящих людей, которым ухабы жизни были бы не страшны. Вырасти людей, достойных нового общества — коммунизма. В этом тебе поможет государство. Ну а свою личную жизнь устраивай, как подскажет тебе совесть, как посчитаешь нужным. Никаких обязательств я на тебя не накладываю, да и не вправе это делать. Что-то слишком траурное письмо получается. Сам я в это не верю. Надеюсь, что это письмо ты никогда не увидишь, и мне будет стыдно перед самим собой за эту мимолетную слабость. Но если что-то случится, ты должна знать все до конца.
Я пока жил честно, правдиво, с пользой для людей, хотя она была и небольшая. Когда-то еще в детстве прочитал слова В. П. Чкалова: "Если быть, то быть первым". Вот я и стараюсь им быть и буду до конца. Хочу, Валечка, посвятить этот полет людям нового общества, коммунизма, в которое мы уже вступаем, нашей великой Родине, нашей науке.
Надеюсь, что через несколько дней мы опять будем вместе, будем счастливы.
Валечка, ты, пожалуйста, не забывай моих родителей, если будет возможность, то помоги в чем-нибудь. Передай им от меня большой привет, и пусть простят меня за то, что они об этом ничего не знали, да им не положено было знать. Ну вот, кажется, и все. До свидания, мои родные. Крепко- накрепко вас обнимаю и целую, с приветом ваш папа и Юра. 10.04.61 г.
Гагарин"
"Гагарин попросил командование вручить это письмо жене в случае его гибели. Валентина Ивановна прочитала его после гибели мужа в авиакатастрофе 27 марта 1968 г. Эти строки раскрывают истинный характер Гагарина, не со слов сослуживцев и друзей, а по тем словам, которые он написал, можно судить о величии этого человека".
Из книги В. Россошанского "Феномен Гагарина"
...Известный всем диктор московского радио Юрий Борисович Левитан 12 апреля 1961 г. еще крепко спал, когда его разбудил телефонный звонок: "Срочно в студию! Машина уже за вами вышла". На одной из встреч в Саратове на вопрос: "Какие события в своей дикторской работе вы запомнили особо?" - Ю. Б. Левитан, не задумываясь, ответил: "9 мая 1945 г.- День Победы и 12 апреля 1961 г.- день полета Юрия Гагарина в космос. 9 мая — понятно почему: мы долго ждали завершения Великой Отечественной войны. А вот полета человека в космос ждали и не ждали. Нам казалось, что он будет возможным через двадцать три года. И вдруг!.. Через несколько минут за мной приходит машина и на дикой скорости доставляет в студию.
Там вручают мне текст "Сообщения ТАСС о полете человека в космос", я бегу по длинному коридору, быстро схватывая смысл написанного. Меня останавливают товарищи и спрашивают: "Что произошло? О чем сообщение?" Я кричу:
- Человек в космосе!
- Кто?!
- Гагарин!
Захлопнулась дверь в студии. Машинально взглянул на часы: 10 часов 02 минуты. Включил микрофон:
- Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза!..
Ю.Б.Левитан признался: "Читаю текст, я старался быть спокойным, но слезы радости застилали глаза. Так было и 9 мая, когда я читал "Акт о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии". Эти передачи шли прямо в эфир, к людям, к нашим соотечественникам и, конечно, ко всем людям Земли...".
Из книги В. Россошанского "Феномен Гагарина"
Поговорил он и с С. П. Королевым, который еще находился на полигоне, с министром обороны Р. Я. Малиновским и главкомом ВВС К. А. Вершининым. Затем он позвонил жене Валентине Ивановне.
В 15:20 Гагарин вышел из здания штаба, сел в автомобиль, который доставил его на взлетную полосу.
В 15:25 самолет Ил-14 с Юрием Гагариным на борту взлетел и взял курс на Самару. В полете его сопровождали генерал-лейтенант Ф. А. Агальцов, спортивный комиссар И. Г. Борисенко, врач и другие. Примерно через час самолет приземлился в Куйбышеве, на заводском аэродроме на Безымянке. У КПП собралась большая толпа рабочих завода, и чтобы избежать беспорядков, по команде Н. П. Каманина самолет остановился на самой дальней стоянке. Туда приехали на машинах местное партийное и государственное руководство, группа встречающих из Москвы во главе с Каманиным. Пока на самолете глушили двигатели, открывали дверь, монтировали трап, количество встречающих неимоверно возросло.
Первым из самолета вышел Юрий Гагарин в серо-голубом комбинезоне (подскафандровая одежда) и фуражке Гасиева. На земле он попал в объятия Н. П. Каманина и других руководителей. Вскоре Юрия Гагарина перевезли на обкомовскую дачу на высоком берегу Волги, где он наконец пообедал нормальной земной пищей, принял душ. Туда же через три часа (т.е.около 20 часов) приехали с Тюратама члены госкомиссии во главе с К.Н.Рудневым,
М.В.Келдышем и С. П. Королевым, а также пятеро космонавтов из лидирующей шестерки.
А вот как описал первые часы на Куйбышевской земле сам Юрий Гагарин в своей книге:
"...В эти волнующие первые часы возвращения на Землю из космоса произошло много радостных встреч со знакомыми и
незнакомыми друзьями. Все были для меня близкими и родными. Особенно трогательным было свидание с Германом Титовым,
который вместе с другими товарищами прилетел на реактивном самолете с космодрома в район приземления. Мы горячо обнялись и долго от избытка чувств дружески тузили друг друга кулаками.
- Доволен? — спросил он меня.
- Очень, — ответил я, — ты будешь так же доволен в следующий раз.
Ему очень хотелось обо всем расспросить меня, а мне
очень хотелось обо всем рассказать ему, но врачи настаивали на отдыхе, и я не мог не подчиниться их требованиям..."
Около 21 часа все собрались за столом. Тосты произнесли Руднев, Гагарин, Королев, Мурысев и Мрыкин. Банкет продолжался недолго — все были на ногах с пяти утра и усталость взяла свое. В 11 часов космонавты получили команду "отбой" и разошлись отдыхать. Так закончился знаменательный день 12 апреля 1961 г. — день первого полета человека в космос.
13 апреля с 9 до 12 часов Юрий Гагарин рассказывал о своих впечатлениях о полете членам госкомиссии, отвечал на многочисленные вопросы. Далее — фотографирование, различные интервью. Днем Гагарин, Титов, Каманин и другие погуляли по берегу Волги и поиграли в бильярд. Во второй половине дня Гагарин и Каманин готовили рапорт Н.С.Хрущеву для встречи в Москве. Вечером с космонавтом дважды разговаривал Л. И. Брежнев. В этот же вечер Гагарин примерил только что сшитую новую форму с майорскими погонами.
14 апреля в 10:40 на самолете Ил-14 Юрий Гагарин отбыл в Москву.
"Новости космонавтики" специально для "Правды.Ру"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.