Московский метрополитен (серия "Россия XX век"). Концепция издания — Арсений Мещеряков, Ирина Остаркова. Автор-составитель Павел Ракитин. — М.: Компания "Интеррос", 2005 год. Долгожданный альбом по истории московского метро. Именины сердца для каждого, кому "под Москвой" не бывает скучно. Вдумчивые очерки Семена Михайловского и Алексея Тарханова идут вперемешку с воспоминаниями первопроходцев. Выдержки из вчерашних газет, цитаты из документов партии и правительства, краткий словарь архитектурных терминов — все рядом.
Львиная доля альбома — это, конечно же, интерьеры 23-х выдающихся станций во всех подробностях (включая вентиляционные решетки и люстры). Фотографии напечатаны с размахом — на развороты. Рядом подверстаны фото из архивов и первоначальные наброски. По которым видно, что, во-первых, замысел проекта был куда масштабнее воплощения. И что, во-вторых, эстетическая ценность и цельность "Москвы подземной" (в отличие от "Москвы надземной") нисколько не утрачена.
Поскольку со времен Лазаря Кагановича в метро по-прежнему "все, как было". За эту цельность москвичи и любят подземку. С учетом того, что каждый столичный житель проводит в метро около двух лет жизни, эта любовь объяснима. Метро поражает единством несхожих решений. "Битва под Москвой" началась в 1932 г., первую очередь подземки открыли 15 мая 1935 г., т. е. строительство велось в чудовищно сжатые сроки. На начальном этапе станции просто раскидали по архитекторам, толком не объяснив художественной задачи. Поэтому каждый решал проблему интерьера на свой страх и риск.
Альбом и есть каталог этих решений. Но также и свод любопытной информации. Куда эвакуировали скульптуры Манизера с "Площади Революции"? Где расположены станции-призраки? Где находилась библиотека Ивана Грозного? Ответы имеются. Московское метро — это и есть огромная библиотека, только не Грозного, а Сталина. Листая альбом, видно, как отчетливо смена сталинских идеологем отражалась в интерьерах Москвы подземной. Как на смену довоенным "дворцам для пролетариата" пришли военные "мемориалы павшим" и послевоенные "храмы победившим".
Но станции метрополитена — это еще и каталог стилей в искусстве: от ар-деко до рококо, от Палладио до античности. Поэтому, путешествуя подземкой, житель столицы невольно проходит школу искусствознания.
С помощью этой книги бессознательная любовь москвича к метро наконец-то получит подтверждение. Теперь читатель (он же и пользователь метро) будет знать, что арочные пролеты на "Курской-радиальной" имитируют рисунок арки Тиберия. Что станция "Павелецкая" создавалась под впечатлением от флорентийской церкви Санта Мария Новелла. Что иллюминаторы в переходе на "Чистых прудах" цитируют мавзолей Эврисака в Риме. Что неоклассика "Театральной" отсылает к вестибюлю дома Абамелек-Лазарева на Мойке. И что в витражах "Новослободской" использовано цветное стекло из кафедрального собора в Риге.
Снятые крупным планом, барельефы и мозаики составляют большую часть изобразительного ряда в альбоме. Что объяснимо. Поскольку в суете московского метро именно эти детали разглядеть как следует невозможно. Впрочем, не все панно московского метро достойны пристального взгляда. Альбом завершает станция "Парк Победы" с карикатурными эмалями работы Церетели. И здесь, наоборот, лучше прибавить шагу.
Глеб Шульпяков
Ведомости (Москва)
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.