Встреча с Пауло Коэльо, самым популярным зарубежным писателем в России, состоялась в Тарбе, на юго-западе Франции. Пауло написал новую книгу — "Одиннадцать минут", уже ставшую бестселлером во многих европейских странах и появляющуюся на российских прилавках в сентябре. Эта книга о противоречиях секса и любви, а также другие актуальные вопросы, стали темой беседы с известным писателем журнала "Европа".
- Почему бразильский писатель так полюбил Тарб? Говорят, вы проводите здесь чуть ли не по полгода?
- Мы с женой приезжаем в Тарб, когда мне надо побыть наедине с собой. В моей жизни значительную часть времени съедают аэропорты, церемонии подписания книг, интервью. Поэтому иногда необходимо подзарядиться энергией. Потребность в одиночестве возникает не потому, что я избегаю людей, а потому, что хочется молчания. Я приезжаю сюда, в Пиренеи, на месяц через каждые три месяца. Но этот район — Гасконь — я бы даже частью Франции не назвал, разве что еда здесь французская. Местные жители, хоть и говорят на французском, совершенно особенные. Здесь я каждый день стреляю из лука (это мой способ медитации, вот и перед встречей с вами поупражнялся), читаю и пребываю в молчании — последнее очень важно для меня. Иными словами, здесь я отсиживаюсь в промежутках между презентационными поездками, а львиную долю времени провожу в Бразилии: свои корни забывать нельзя.
- Для Вас понятие "Европа" - чисто географическое или же имеет еще культурное и политическое измерения?
- Для меня весь мир — это люди. Ничего иного, кроме людей, ни Европа, ни остальной мир для меня не значат. Помните, как поется в одной песне: "Люди, которые испытывают потребность в других людях, — самые счастливые на земле". Где бы я ни был — в Европе ли, в Азии, Южной Америке и так далее, — я повсюду встречаюсь с носителями различных культур, и это обогащает меня. Известность помогает распахивать двери и дарит возможность знакомиться не с монументами, а с живыми людьми.
- В конце мая двое, пожалуй, наиболее известных из современных европейских философов — немец Юрген Хабермас и француз Жак Деррида, — презрев теоретические разногласия, опубликовали совместное заявление с призывом выработать единый европейский ответ на "односторонние действия США". Во-первых, констатировать, что Европа предпочитает использовать для разрешения конфликтов не силу, а международное право. А во-вторых, подчеркнуть, что европейцы понимают "равенство" не только как равенство всех перед законом, а как некий социальный контракт, обязывающий государства стремиться к созданию более или менее одинакового уровня жизни и внутри собственных социумов, и, по возможности, во всем мире. Как вы относитесь к этой инициативе?
- Интеллектуалы должны участвовать в политических процессах и вообще во всем, имеющем значение для общества, а не просто созерцать происходящее. Но я бы не стал говорить, что американцы — люди иного толка. Они — продукт европейской культуры. Поэтому размышления Хабермаса и Дерриды очень романтичны, но нереалистичны. Помимо упомянутых "односторонних действий" США есть ведь и другие факторы. Есть и ислам, и бывшие республики Советского Союза... Европа — это не центр Земли, а лишь ее часть. Вообще все мы — часть живого организма под названием "Земля", и каждый за все несет ответственность. Я стараюсь быть прагматиком — ну, например, создал фонд помощи бедным детям в Бразилии, использую свою известность для наведения мостов между различными культурами.
- В июле германский еженедельник "Цайт" опубликовал поразительные результаты опроса общественного мнения. Оказывается, каждый третий немец в возрасте до 30 лет считает, что за террористическими актами, произошедшими 11 сентября 2001 года, возможно, стоит сама американская администрация. В целом такого мнения придерживается пятая часть жителей Германии. Как бы вы прокомментировали эти данные?
- Люди склонны полагаться не на реальные факты, а на свое представление о реальности. Это происходит повсеместно. Безумное объявление "войны с терроризмом" привело к тому, что нам повсюду мерещатся враги. Я говорю "безумное", потому что происшедшее 11 сентября не было актом войны. Это был террористический акт. Когда это преподносят как "войну", я задаюсь вопросом: "война с терроризмом" - это война против кого? Сначала против Афганистана, затем против Ирака, а кто следующий? Нет, я вовсе не думаю, что теракт 11 сентября был спланирован самими американцами. Но четкое представление о том, что сущностно, а что нет, размылось. Отсюда и распространение теории заговоров. Правда, я все равно очень удивлен результатами немецкого опроса.
- Наш журнал выходит в России, растянувшейся на два континента. И в России, и в Европейском Союзе идут оживленные дебаты на тему, следует ли считать страну частью Европы или же лучше относиться к ней как к некому колоссу, не умещающемуся ни в какие привычные рамки, в том числе и культурные? А вы как думаете?
- Я не самый большой эксперт в этой области. Но для меня Россия — это родина наиболее выдающихся произведений искусства в области музыки, литературы, танца, живописи. Творческий потенциал русского народа невероятен. Те, кто ничего не знает о российском искусстве, ничего не знают и о том мире, в котором мы живем. Россия должна быть включена в список стран, обязательных для посещения.
- Что бы вы посоветовали читателям нашего журнала?
- Когда я был молод, четыре человека, образовавших ансамбль "Битлз", написали серию песен, изменивших мое представление о мире. Одного из битлов — Пола Маккартни — несколько месяцев назад спросили, может ли он обобщить в одной фразе все послания, содержавшиеся в песнях "Битлз", и он ответил: "Любовь — вот то единственное, что вам нужно!" По-моему, потрясающе точно сказано. Поэтому работайте не ленясь, ищите свое "я", верьте в мечты, рискуйте и несите ответственность за свои рискованные поступки, не бойтесь потерпеть поражение, вообще ничего не бойтесь, но никогда не забывайте, что сияющим венцом всего являются эти слова: "Любовь — вот то единственное, что вам нужно!".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.