Медиум великой музыки

Весселин СтаневИ снова вчера, как уже четыре года подряд, состоялся сольный концерт пианиста Весселина Станева в Рахманиновском зале Московской консерватории, где когда-то учился он у профессора Дмитрия Башкирова.

Весселин Станев выходит на сцену, кланяется публике. На лице улыбка, хотя видно, что он уже "не наш", он принадлежит музыке, которая уже звучит в нем.

Что-то магическое есть в этом "негромком" на вид человеке. Кто-то из его коллег сказал: исполнитель — это медиум между композитором и публикой. Медиум — интерпретатор..., мастер сиюминутного эффекта. Композитор оставил рукопись, но исполнитель, вчитываясь в нее, сколь не был бы искусен в мастерстве, все же привнесет в произведение свою личность. Хотя ведь и музыка есть тогда, когда есть исполнитель. К счастью, Станев — страстный поклонник романтизма в искусстве, не столько добавляет себя в процессе исполнения, сколько дополняет мысли любимых им композиторов тем, что полностью разделяет их идеи.

Станев — болгарин. Учился в Москве и Париже, концертирует по всему миру. Критика ставит его в один ряд с самыми знаменитыми исполнителями мира. Называет "виртуозом Горовиц-традиций". Подарком для города посчитала музыкальная общественность Альтенбурга (Германия) визит к ним В. Станева минувшим летом, который состоялся в рамках "Российско-германской встречи культур 20032004". Тогда Весселин Станев играл вместе с молодыми музыкантами Российской камерной филармонии Санкт-Петербурга. Кстати, именно в Петербурге три дня назад прошел с большим успехом его сольный концерт — в филармонии им. Д. Шостаковича.

И в Москву он привез ту же программу. Предпоследнюю сонату Людвига Ван Бетховена (As-Dur, опус 110), считающуюся одной из самых сложных в исполнении, — глубокую, философичную. Восемь вальсов и два полонеза Фредерика Шопена — блеск, стремительность темпов, поэзия звука. Две Венгерские рапсодии Ференца Листа, требующие филигранной техники исполнителя. Веющую свежим морским ветром, полную неожиданных контрастов, сонату-фантазию Александра Скрябина.

Шопена и Листа объединяла при жизни не просто дружба, но общая эстетическая концепция и преклонение перед гением Бетховена ("Для нас музыкантов, творения Бетховена подобны огненному столбу, что вел израильтян через пустыню". Ф. Лист). Скрябин, сам блестящий виртуоз-исполнитель восхищался Шопеном. Сегодня в эту духовную преемственность поколений вписался и исполнительский талант Станева. Просто стиль внутренней жизни пианиста и стиль исполнения становятся суть одно, и с годами все заметнее.

Станеву 39, мы слушаем его уже в четвертый раз, так что можем сравнивать. И хотя Пианиста отличает бережное отношение к нотам, он не допускает вольностей, но и от себя не убежишь: серьезность и замкнутость, интерес к деталям, виртуозное владение техникой исполнения — легкость, сила и красота, — все это выдает в исполнителе яркую натуру, остро чувствующую и бескомпромиссную. "Полет души", "Музыкальные жемчужины", "Волшебник клавиш" - этими эпитетами, наградила Станева мировая пресса за исполнительское мастерство и на концерте понимаешь, что заслуженно.

Чем же он завораживает? Вряд ли публика, приходящая в концертные залы, в большинстве своем бывает посвящена в такие понятия, как агогика, рубато, стилеобразующее начало и пр. И уж точно никто из нас не слышал, как играл свои вальсы сам Шопен или как интерпретировали сочинения Листа его современники. Эпохи сменяют друг друга, потомки уже иначе видят и чувствуют те или иные ушедшие в историю события, формулируя свое отношение к ним в словах, художественных образах... и в нотах. Весселин Станев — в поиске истины. Он словно уточняет и освещает музыкальный текст признанием в любви к композитору, в верности его идеалам, в страстном стремлении поделиться своими открытиями, которые происходят на ваших глазах сегодня, сейчас.

Но вот отзвучали последние аккорды и состоялось предсказуемое чудо — "публика была изумлена и благодарна", как писали в газетах начала прошлого века...

Иван ВЕЛЕСОВ.

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить