Один искусствовед, глядя как-то на висящую в Центральном доме художника бело-желтую мазню, с грустью заметил: "После модернизма начинается маразм". Неужто и впрямь сейчас в искусстве наступила эпоха маразма?
Раньше считалось, что художник должен рисовать, лепить или ваять. Современные "продвинутые" маэстро презирают столь консервативную точку зрения. Придумать что-нибудь этакое, из ряда вон выходящее, поразить общественность полетом болезненной фантазии — такова их цель. На результаты такого творчества порой невозможно смотреть без содрогания и брезгливости.
Смерть, секс, половые извращения и физиологические уродства — основные темы для рефлексии "актуальных" (как они себя сами называют) творцов. Что самое удивительное, подобный бред, пробуждающий низменные инстинкты, пользуется бешеной популярностью. Огромное количество извращенческих выставок, которые проходят в последнее время, привлекают все больше "гурманов".
Звуки автоматных очередей, переходящие в вопли насилуемой женщины, доносятся сейчас из "ХL-галереи". Здесь открылась выставка Анатолия Осмоловского "Семь смертей в Москве". Когда-то Анатолий вместе с группой товарищей собственными обнаженными телами выложили матерное слово на брусчатке Красной площади. Осмоловский гордится тем, что был последним "актуальным" художником СССР, имевшим дело с КГБ. Теперь некогда "опальный" арт-шокер завез в "ХL-галерею" семь телевизоров, на экране которых демонстрируются автокатастрофа с человеческими жертвами, гибель в результате террористического акта, заказное убийство, смерть бомжа#
Видеоинсталляция Осмоловского тематически перекликается с выставкой профессора Гюнтера фон Хагенса "Миры тела". Экспонатами здесь стали# трупы. Профессор-патологоанатом мумифицировал мертвые тела и разместил их в выставочном зале в различных позах: играющими в шахматы, красующимися перед зеркалом и т.д. А недавно Франкенштейн-фон Хагенс заявил о новых экспонатах, которые появятся в ближайшее время. На этот раз профессор решил удивить общественность показом полового акта, совершаемого трупами мужчины и женщины. Сейчас "Миры тела" демонстрируются в Берлине и пользуются там феноменальным успехом. Посетители валят толпами. Многие не только любуются покойниками, но и завещают "художнику" собственные тела для мумификации. В марте выставку с нетерпением ждут в Лондоне.
На недавней выставке "Арт-Москва" "гвоздем" экспозиции была коллекция фотографий, сделанных в морге. Вскрытые, а затем грубо зашитые покойники позировали для "парадных портретов". Тогда же выставлялась серия фотографий с услаждающими друг друга лесбиянками. Между тем выставка была общедоступной — туда приходили дети и подростки.
Еще более циничная "художественная акция" состоялась в Центральном доме художника. Называлась она "Резание барана". Прямо на глазах у собравшихся арт-шокер убил животное. А вот бельгийский свободный художник Вим Дельвойе использует животных более гуманно. Сейчас он готовит новую экспозицию, рабочим материалом для него являются три поросенка. Художник собирается на их телах вытатуировать стихи. "К концу года поросята превратятся в жирных хряков и свиноматок, но стихи останутся на их шкурках. После выставки свиньи не отправятся на торжественный прием к мяснику и не станут беконом. До самой своей кончины они будут напоминать окружающим о Прекрасном", — говорит Дельвойе. Так и представляется мне свинка со строками на спинке: "Я памятник себе воздвиг нерукотворный#".
Кто не может писать, как Рублев или Дионисий, пытается прославиться, как Герострат. На выставке "Арт-Манеж" один из ее участников — Авдей Тер-Оганьян — уничтожал топором иконы. И это тоже была акция, названная художественной.
Но, пожалуй, самое шокирующее мероприятие устроил итальянский художник Пьетро Манцони, который запечатывал в банки, пардон, свои экскременты и рассылал их в крупнейшие музеи мира, заявляя при этом, что содержимое его банок — уникальные и неповторимые произведения искусства, достойные стать экспонатами. Кстати, у него много подражателей, в том числе и в России. Вряд ли когда-нибудь в Лувре выставят банку Манцони. В то же время никакие новомодные тенденции и социальные катаклизмы не заставят признать "Джоконду" двумястами граммами краски, размазанной по холсту.
Результаты творчества адептов скандального искусства скорее всего закончат свою жизнь на свалке. Вот показательный пример. В одной из лондонских галерей была выставлена инсталляция художника-концептуалиста Демиена Херста. Она представляла стол с грязной посудой, пивными бутылками и пепельницами. Уборщик галереи принял это за остатки чьей-то трапезы, выкинул мусор в корзину и начисто вытер стол, уничтожив таким образом "произведение искусства".
Оксана Ушакова, "Парламентская газета"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.