Сергей Север — артист, удивительно органично существующий в рамках шансона, не разменивающийся на дешевую конъюнктуру и не "ведущийся" на модные тенденции, что свойственно многим.
Для тех, кому только предстоит познакомиться с его творчеством, достаточно взять любой альбом, неважно какой.
"Лагеря" - 1 альбом, вышедший в 2000 году. Появился этот альбом как-то спокойно, без рекламы и суеты, мне порекомендовали его послушать мои друзья из Новосибирска. Просто сказали: "Возьми и все поймешь." Я взял, и был под впечатлением открытия. Знаете, бывает такое, когда чего то долго ищешь, уже было совсем отчаялся... и вдруг — неожиданно находишь. Вот и у меня были такие чувства, когда я послушал эти песни. Ну, во-первых, конечно — "Лагеря", заглавная песня альбома.....Можно провести параллели с мэтрами: Круг, Кучин, Наговицын, есть некоторая схожесть развития сюжетных линий, но вместе с тем радует, что музыкальный язык, поэтическая стилистика — свои безусловно, и во всех песнях альбома присутствует неповторимый стиль, к концу прослушивания понимаешь, что это — творческий почерк!
"На старом кладбище", "Татуировочка", "В кабак заехал на стрелу"... Очень характерны для Сергея Севера особая ностальгическая печаль по 70-80-м годам, "северовский" кураж, метафоры на грани дозволенного цензурой.
Лагеря, Лагеря....
От Находки до Мурманска,
Дорогая страна, ты как раненый зверь,
Вовка тихо упал, с красной точкою у виска,
Полетела душа, прошептал он — Не верь!
Лагеря, Лагеря...
Уходили мы топями,
Только клюква одна на губах словно кровь,
Снег хлестал по лицу злыми белыми хлопьями,
Но менты за спиной и вставали мы вновь.
Лагеря, Лагеря.....
Нас в поселке машина ждет,
Вовка не умирай, друга я попросил,
Просто так попросил, он минуту уж не живет,
Молодой снайперок в снег его положил,
Лагеря, Лагеря...
Первый раз я завыл тогда,
И ломая об наст, пальцы в кровь я пополз,
А товарищ лежит, он остался здесь навсегда,
Он чуть — чуть до огней вон до тех не дошел.
Давно уже не было такого странного сочетания способностей в нашем популярном жанре. Человек пишет, и хорошо пишет, на ум приходят почему то Шукшин, Высоцкий, Розенбаум....Человек поет, и хорошо поет, теплый такой, брутальный баритон, без этих популярных нынче "джигурдовских" и "гопнических" надрывов.
Иду с Урала не по млечному Пути,
И под ногами пыль не звездная легла,
Дороги разные случалось мне пройти,
Но лишь одна судьбой назначена была.
Искал ее я аж до возраста Христа,
Однажды понял, что себя не обмануть,
И сразу звездочка — наивна и чиста,
Своя, родная осветила путь.
Не жалко пройденных дорог, не жалко дней,
Немножко грустно, но их не вернуть уже.
Тем мы становимся Светлее и Мудрей,
Чем больше думаем о Главном — о Душе...
Второй альбом тоже не разочаровал. "Понты дороже денег". Дерзкое название, серьезное наполнение. Опять истории жизни, случаи и происшествия, любопытные истории, доложу Вам, увлекательные и небанальные. От "Я помню Крым" - такая автобиографическая исповедь, и до "Спой Витек!" - обращение к "отбывающему" другу. Очень хороши аранжировки, это, кстати, тоже, безусловно, огромный плюс Северу.
Наши сошлись интересы
В комнате в доме чужом,
Слушали Марка Бернеса,
И угощались чайком.
С Вами нежданно негаданно
Стали супругами мы,
Здравствуйте Муза Ивановна,
Я Вам пишу с Колымы.
Интрига замысла очевидна, все просто и четко: главное — то, что в этом мире? Что в этом мире незыблемо? Любовь. И неважно как об этом... просто или сложно, можно ведь и " воробья в поле загонять насмерть..." в поисках изысков лингвистических, да и надо ли? Суть творчества Севера — очевидна. Второй альбом соткан из ностальгии по прошлому...
Альбом Третий. "Мужчина с Биографией". Мне уже посчастливилось его услышать, хотя в массовую продажу он поступит только в марте. Альбом жестче, чем все предыдущие по наполнению, в смысле "приблатненности", аранжировки — "жирные", плотные, общее звучание весьма отличается от выходящих сейчас в шансоне новых проектов. Все гитары, на всех альбомах Сергея Севера отыграны и отписаны небезысвестным Сашей Звинцовым. Это еще один огромный жирный плюс творчеству Севера. Это все равно, что если бы, допустим, на клавишах у Круга (Царствие ему Небесное!) играл бы, например, Михаил Захарович Шуфутинский. Александр Звинцов — сам по себе, безусловно, один из самых выдающихся молодых лидеров шансона.
· Она заканчивала школу на "отлично".
И белый, с розовым, на выпускном наряд,
Была в тот дивный вечер самой симпатичной,
И вдруг внимательный почувствовала взгляд,
Случайно встретились, как в космосе кометы.
И эта встреча не сулила ничего,
Ведь он прошел блатные университеты,
И все в районе говорили про него.
Что он мужчина с биографией
И что общается он с мафией,
А если сердится то искренно.
И что ранимая душа
Что он мужчина с биографией
С слегка помятой фотографией,
Но одевается изысканно,
И любит женщин не спеша.
· И закружили вальсы их и закружили,
Он с выпускного в жизнь свою ее забрал,
Они так нежно и так трепетно дружили,
Он каждый день к ее ногам весь мир бросал.
Доброжелатели ее предупреждали,
Она не слушала, конечно, никого,
Вдвоем смеялись и частенько вспоминали,
Что все в районе говорили про него.
· Пиковый туз в судьбе — обидели подругу,
На место сразу он поставил подлеца,
Когда тот ствол достал, наверно с перепугу,
Перо быстрее все равно кусков свинца.
Когда обидели ее так не красиво,
Не выбирал он долго — быть или не быть,
Ушел на небо, весь такой счастливый,
Ну а про сына тоже будут говорить.....
Север пишет, и пишет очень много, за ним не успевают его продюсеры и аранжировщики. Поэтому паузы в релизах, поэтому только как минимум через полгода увидим и услышим четвертый, а потом, еще через полгода — пятый альбомы. Хотя материал готов уже и на — шестой. А, кроме того, еще и поэма большая лежит себе пока в столе, ждет своего часа.
Ларик Верещагин
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.