Он вроде всегда спокоен, никуда не торопится, но успевает везде: посещать заседания кабинета министров и официальные приемы, вести программы на телевидении и преподавать (по воскресеньям в его министерском кабинете собираются студенты на лекции). Подопечные деятели культуры радуются: "До чего же у нас министр Швыдкой!"
Не хочу быть президентом
- Правда, что на двери вашего кабинета в министерстве висела табличка "Денег нет"?
- Да, тогда я был замминистра, курировал экономические вопросы и табличку прикрепил на дверь собственноручно. Сейчас такой надписи уже нет, хотя с финансами ситуация не идеальная.
- Что для вас изменилось, когда вы стали министром?
- У меня хватает самоиронии. Я всегда одинаковый — разве что волосы выпадают, зубы, анализ мочи хуже, чем прежде... А вдруг я завтра стану безработным бомжем?
- А если президентом?
- К счастью для России, президентом я не буду никогда. Это означало бы абсолютное подчинение частной жизни служению стране. Я к этому не готов.
- Тем не менее вам как официальному лицу приходится держать себя в рамках. Трудно?
- Иногда очень хочется обматерить, дать в зубы, но это непозволительно. Фрейд писал, что когда человек вместо камня бросил в другого ругательство, он сделал важный шаг к цивилизации. Нам нужно сделать следующий шаг. Например, на какие-то вещи просто не реагировать.
В школу — с Костылем
- Игоря Костолевского, с которым вы сидели за одной партой, в школе наградили прозвищем Костыль. А как звали вас?
- Пытались придумать что-то от фамилии Швыд или еще что, но не прижилось.
- С женой вы познакомились, когда она была еще школьницей?
- Марине было 16, она работала в театральной библиотеке. Это был настоящий клуб театральной молодежи: там учились, встречались, устраивали вечеринки, заводили романы. Правда, наш роман был платоническим и ничем не закончился.
- Кажется, вы не понравились будущей теще?
- Я случайно разбил ее дорогие итальянские очки. Это сейчас кажется несерьезным, а в 1968 году темные итальянские очки были большой редкостью... Мы с Мариной не общались больше десяти лет. У нас были семьи. Моя первая жена-биолог, крупный ученый, сейчас преподает в Вашингтоне. Когда снова встретились, Марина уже была разведена. Она сидела в ресторане ВТО, я пробегал мимо, опаздывая на банкет по поводу защиты диссертации, и едва поздоровался с ней. Потом почувствовал себя неудобно и ей позвонил. А через неделю мы поженились.
- Как воспитывали детей?
- Я много работал и мало ими занимался. Сыновья сейчас мне говорят: "У нас не было детства — вместо того чтобы есть мороженое, мы ходили в театр". Я действительно часто брал их с собой, а сам смотрел не меньше шести спектаклей в неделю. Но книжки им советовал. А вот фильмы, наоборот, они мне рекомендуют. Старший сын учится на кинорежиссерских курсах, младший занимается рекламным бизнесом.
Застолья — моя слабость
- Что, по-вашему, категорически вне культуры?
- Равнодушие к страданиям другого человека.
- А простые человеческие слабости?
- Ну, это как раз часть культуры и личного характера. Слабостям надо потакать. Я, например, человек легкомысленный, люблю застолья. Кроме последних лет пяти, всю жизнь жил в долг.
- Вы строги как министр, профессор, критик?
- Я жесткий управленец, при внешней вежливости и вялости я могу быть жестоким.
- А студентам чаще какие оценки ставите?
- Пятерки, если только совсем не нагличают. Если ребята чего-то не знают — это обернется бедой для них самих. Я могу им только помочь научиться. Мы и "Культурную революцию" делали только с одной целью — чуть открыть для зрителя проблемы и помочь ему научиться думать самому.
- Кем хотели стать в детстве?
- Сначала летчиком — папа на аэродроме работал. Потом физиком.
- Место, где мечтаете побывать?
- Латинская Америка.
- Последняя прочитанная книга?
- Роман Дины Рубиной по просьбе Костолевского — ему предложили сняться в экранизации, и он спросил совета.
- В какой театр ходите чаще всего?
- В Большой. К сожалению, не только на спектакли, но и на официальные мероприятия.
- Суеверие, которому доверяете?
- Всегда стучу по дереву. А если наступлю кому-то на ногу — попрошу наступить мне, чтобы не поссориться.
- Самая характерная вещица в вашем кабинете?
- Плакат "Болтун — находка для врага".
Досье Михаила Швыдкого
• Родился: 5 сентября 1948 года в городе Кант (Киргизская ССР)
• Родители: отец — военный, мать — врач-хирург
• Образование: театроведческий факультет ГИТИСа
• Ученая степень: доктор искусствоведения
• Карьера: 1971 — преподаватель Восточно-Сибирского института культуры (Улан-Удэ); 1973 — сотрудник журнала "Театр"; 1987 — зам. главного редактора; 1993 — замминистра культуры; 1993 — главный редактор канала "Культура"; 1998 — председатель ВГТРК; 2000 — министр культуры, а также профессор театрального института, заведующий кафедрами в МГУ и Институте госуправления
• На ТВ — с 1967 года, дебютировал как соавтор пьесы "Рыцарский турнир". С 2001 г. ведущий передачи "Культурная революция" ("Культура"), соведущий "Клуба "Театр+ТВ" ("Россия")
• Семейное положение: жена Марина, редактор программы "Театр + TВ"; двое сыновей — Сергей (27 лет) и Александр (22 года); внучке Саше 4 года.
Предпочтения министра-телеведущего
• В еде: нездоровая пища -сосиски, копченая колбаса и сало.
• В одежде: рубашка с галстуком и строгий костюм.
• В автомобилях: всю жизнь проездил на "Жигулях" и "Москвиче", нынешний "фольксваген" кажется пределом мечтаний.
• В литературе: Толстой и Гоголь, из зарубежных авторов — Томас Манн.
• В кино: "Дорога" Феллини, "Земляничная поляна" Бергмана, "Зеркало" Тарковского.
• На эстраде: Клавдия Шульженко.
Вячеслав Шадронов, "Теленеделя"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.