Вот еще одному не вернуться домой из похода…
Так написал когда-то Булат о Володе Высоцком. Потом и сам не вернулся. И пошло – Роберт Рождественский, Наташа Дурова, Римма Казакова, Толя Приставкин, Вася Аксенов. Уходит поколение, великое поколение шестидесятников. Теперь вот – Сеня Фарада.
Для многих моих друзей это глубоко личная боль. Несколько десятилетий жили бок о бок, читали одни стихи, любили одни спектакли, одинаково видели мир. Как говорится, парень с нашего двора, хотя дворы были разные, и виделись в огромной Москве не так уж часто.
Но ведь виделись, перезванивались и точно знали – если что… Смерть в это “если что” не входила, и теперь уж Сене ничем не помочь.
Он был очень добрый человек, по-детски добрый, нерасчетливо и неразборчиво, его тепла хватало на всех. И в общении редко вспоминалось, что он не просто хороший парень, а еще и великий актер. Сам он, мне кажется, об этом вообще не думал – в нем не было никакого намека на величие.
И огромную популярность Фарада воспринимал не как свою заслугу, даже не как дар судьбы, а как не зависящую от него деталь обстановки – так летом мы воспринимаем жару, а осенью дождь. Есть и есть… У него были все права гордиться своей огромной славой. Но не гордился. Просто не замечал.
Сеня был актер до мозга костей, и титулы не принесли ему важности: в аудитории из трех или пяти человек он с удовольствием дурачился, кривлялся, на заказ изображал кого угодно – словом, играл так же органично, как играют дети в песочнице. Игра для него была не профессией, а человеческой сутью.
Когда он тяжело заболел, я приехал к нему в Боткинскую больницу. Сеня показывал свои достижения – ходил с палочкой по комнате. Была надежда, что еще не все потеряно. Я спросил:
- Вживаешься в роль Тамерлана – он ведь тоже хромал?
Пошутил – но в глазах у Фарады что-то сверкнуло: у него и мысли не было, что вся его актерская жизнь уже за спиной.
Честно говоря, и у меня такой мысли не было. Я предложил написать для него одноактную комедию, где он, пока не выздоровеет полностью, сможет играть, сидя на коляске. Конечно, идея была авантюрная, но Сеня принял ее всерьез.
Тем же вечером я позвонил Марку Розовскому, и он сказал, что такую пьесу сразу поставит. Какое-то время этот план грел душу нам всем троим. Увы, не сложилось.
Сеня поехал за город, к друзьям, надеялся быстрей восстановиться на свежем воздухе. Но его любили не только люди, любили и собаки.
На нашей памяти выдающихся актеров было много. А вот великие комики, к сожалению, всегда дефицит. И когда уходит любой из них, в жизни народа остается дыра, которую не заделать ничем. Слишком мало в нашем, да и в мировом искусстве людей, одно появление которых у всех вызывает улыбку.
А без улыбки нам плохо, без нее мы куда чаще болеем и куда меньше живем. Она заменяет любые лекарства, но нет снадобья, которое заменило бы нам хорошее настроение. Даже с нынешним тяжелым кризисом “шуты Его Величества Народа” борются куда успешнее, чем неумелые экономисты.
Одно утешает: современная техника научилась, пусть не полностью, но все же оставлять с нами тех, кто безвозвратно ушел.
Хоть раз в неделю, но возникнет в пузыре телевизора благодушная физиономия гениального Евгения Леонова, напряженный взгляд уникального “Балбеса” нашего кино Юрия Никулина, очередная маска неповторимого Аркадия Райкина, продувная усмешка Андрея Миронова, обаятельная в своей нескладности крупная фигура Михаила Евдокимова.
Каждый из них мог бы сказать о себе словами Пушкина – “Нет, весь я не умру”. Теперь к этому ряду великих присоединился мой друг Сеня Фарада.
Вечная ему память и долгая жизнь среди живых!
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.