Сегодня в гостях у "Правды.Ру" человек, которого нет необходимости представлять читателям. Максим Мошков — "первопечатник Сети Русской", "живой классик русского Интернета", создатель легендарной электронной Библиотеки, которую считают самым полным собранием русскоязычных текстов в Сети. Начинал еще в те "доисторические" времена, когда WWW не было. Собрание электронных книг продолжает пополняться и сегодня, ресурс Lib . ru стал своеобразным культурным феноменом и, пожалуй, уже — национальным достоянием. Созданным одним человеком в свободное от работы время. Корреспондент "Правды.Ру" Андрей Лубенский задал Максиму Мошкову несколько вопросов.
- Максим, Ваше имя в Рунете неразрывно связано с Библиотекой. Многим даже кажется, что Библиотека Мошкова была всегда — или, по крайней мере, появилась одновременно с Интернетом. Или еще раньше. Что, в общем, не так уж далеко от истины. Расскажите, как все начиналось?
- Начиналось все в 1990, когда я начал коллекционировать тексты на рабочем компьютере, а продолжилось в конце 1994, когда я разместил эту подборку(целых 10 мегабайт) на веб-сервере Отделения математики РАН. С тех пор все и продолжается — постепенно пополняю ее тем, что присылают авторы и читатели, за 9 лет накопилось почти 5Гигабайтов литературы.
- В то время в России не было больших электронных библиотек, если не считать таковыми специализированные базы данных. Учиться было не у кого? Или же пример можно было брать с библиотек мировой Сети?
- Учиться было не у кого. Подборки русской литературы в сети существовали и до меня, но ими было неудобно пользоваться (еще неудобнее, чем моей библиотекой), поэтому, собственно, я и занимался этим — чтоб собрать у себя, дабы было удобнее держать под рукой и пользоваться по мере надобности. Кто ж знал, что из этого получится.
- Библиотека развивалась и росла вместе с Рунетом. Случались ли кризисы, "болезни роста"? В чем это проявлялось (технически, организационно, финансово)? А когда Вы ощутили, что в Библиотеку действительно пришли "массы"?
- Довольно долго я жил на чужих серверах, но посещаемость росла, посещаемость соседей по серверу росла тоже, сервер начинало глючить и лихорадить, приходилось перебираться на другой. В конце концов, я понял, что нормально жить можно только когда "все" - свое, и никто под боком не мешается. В 98-ом купил выделенный сервер, в 2000 — еще один, с тех пор живу ни от кого не завися. Начиная с 2000 года, уперся в потолок своей собственной производительности. Новых поступлений теперь столько, что я не успеваю все обрабатывать, в итоге — копятся завалы неразобранных пополнений. (Около 3000 писем лежат в очереди на обработку). Чтобы как-то разгрузить себя, я нанял себе программиста, и мы вместе запрограммировали сайт свободной самопубликации для тех, кто желает разместить свои произведения в интернете — "Журнал Самиздат" (zhurnal.lib.ru) — если бы не он, я бы сейчас совсем загнулся. На "Самиздате" уже опубликовано около 70,000 произведений более чем 8 тысяч человек. Не представляю, как бы я разбирался с таким количеством текста самостоятельно...
- Кто Вам помогал в начале пути и кто помогает теперь?
- Мне не мешали, меня понапрасну не дергали, мне помогали предоставлением хостинга, бесплатного трафика провайдеры. А непосредственно над библиотекой я по-прежнему работаю сам. А вот электронные тексты — это результат работы огромного количества энтузиастов, присылающих их мне. Без них — никакой библиотеки бы не было.
- Что такое Библиотека Мошкова сегодня — культурный феномен, собрание электронных книг, сообщество единомышленников?
- Сизифов камень.
- Русский сегмент Сети отличается от других языковых "зон" свободным доступом к литературным и научным текстам — что не всем авторам и издателям кажется нормальным. Борьба за соблюдение авторских прав, принимающая порой на Западе даже какие-то параноидальные черты (самоуничтожающаяся книга — Брэдбери отдыхает!), постепенно овладевает и российскими умами. Что ждет нас, читателей, и что ждет русские электронные библиотеки в случае, если "рыцари копирайта" одержат победу и запретят копировать тексты (музыку, картинки, голоса, запахи и вообще все)?
- Пока что мы наблюдаем другую картину. Инквизиторы копирайта теряют одно направление за другим. И в области софта, где невероятно выросло движение Free Software (весь интернет живет на нем — практически все сервера, без которых Интернета как такового не было бы). И в других электронных областях происходят подвижки. Но касается это в большей степени музыки и кино. До литературы "электрофикация" пока практически не добралась — здесь все по-прежнему — преобладает бумажная книга.
Вообще же, в области литературы дело крутится не вокруг "запретят/не
запретят", а скорее — как сделать так, чтобы тебя прочитали. Наличие и отсутствие копирайтных законов тут не мешает, поскольку существование библиотек обеспечивается установившимся де-факто общественным согласием — авторы не возражают, читатели — приветствуют. Существуют, конечно, исключения из общего правила, но на то они и исключения. Ведь, к примеру — очень многие играют в футбол. А получают миллионные контракты за каждый удар бутсой — всего несколько сотен футболистов-профессионалов. От того, что Марадонна заработал свои миллионы — не следует, что миллионы бразильским мальчишек не должны шевелить ногами, забесплатно бегая по футбольным полям.
Так же обстоит дело и в литературе. Пишут очень многие. Хорошо пишут — многие. Зарабатывают заметные деньги на литературе — единицы.
- В каком состоянии сейчас находится проект OREL (Открытая Русская Электронная Библиотека)? Сотрудничаете ли Вы с РГБ и с другими крупными "классическими" книжными собраниями?
- Вроде бы в нормальном, потихоньку функционирует. Все мы дружим, общаемся друг с другом, реже, чем хотелось бы — все слишком сильно заняты своими делами.
- Какие принципиальные проблемы еще не решены в электронно-библиотечном деле?
- Основная проблема — как представлять и хранить текст. Речь не об обычных художественных книжках — с ними то все ясно — оцифровал, перевел в html или plaintext — все элементарно. А со специальной литературой — беда. Формулы, графики, иллюстрции, наличие нескольких языков (алфавитов), справочно-ссылочный аппарат — все это в html уже не помещается, или помещается с огромными трудозатратами. А просто "сфотографировать" и хранить такую книгу в виде картинок — тоже не сахар — с ними уже ничего не сделать — ни отредактировать, ни устроить поиск, ни преобразовать в другой формат...
Худо-бедно можно отобразить книгу в формате PDF - но объем ее получается при этом совсем не интернетовским — десятки мегабайт.
Ну и вторая проблема — как оцифровать весь накопленный багаж бумажных книг?
Это десятки миллионов названий — по минимальным ставкам это удовольствие обойдется в сотни миллионов (если не в миллиарды) долларов.
- Послужной список Мошкова впечатляет: Lib.Ru, Gazeta.Ru, Vesti.Ru, Lenta.Ru — и так далее, и так далее. Что ни место работы, то — веха в истории Рунета. Что было для Вас самым интересным? Какие "рабочие моменты" запомнились? И чем Вы заняты сейчас?
- В каждом проекте были новые этапы с точки зрения программирования, поэтому все они достойны воспоминаний. Газета.ру — была первой газетой, Лента.ру — серьезным шагом вперед на дороге борьбы за производительность высокопосещаемого сервера. Был еще Ej.ru, а за много лет до этого — конкурс РФФИ... Сейчас я по-прежнему программистом в Ленте.ру, там регулярно запускаются новые проекты и дополнения к основному сайту, так что работы хватает. Ну и естественно — библиотека отжирает массу времени.
- Успеваете ли что-либо читать "для души" - и что именно? Не конфликтуют ли Мошков-читатель, Мошков-библиотекарь, Мошков-программист, Мошков-преподаватель (я еще не все ипостаси перечислил)?
- Удается читать, когда езжу в метро и электричках. Проблема древняя — читать нечего. Выбрать нормальную книжку из того потока, что проносится мимо — сложно. Но иногда удается. В основном младший брат подкидывает — у него беру и читаю. А так же те книги, что подарили авторы. Среди них тоже есть что почитать.
Что до конфликта — то все крутится вокруг нехватки времени. Еще хочется поспать, еще — посмотреть хорошее кино. А еще у меня двое детей, так что хлопот семейных хватает.
- Кто-то назвал электронные тексты "новыми папирусами" - кажется, в связи с "реинкарнацией" Александрийской библиотеки. Но, на самом деле, так ли уж неуничтожимы е-книги? Вот придет Чубайс, отключит всем свет — и конец Рунету.
- За весь Рунет не скажу. А у библиотеки около 40 зеркал-копий. Во многих странах мира. Где-нибудь, да уцелеет, если что.
- Насколько, на Ваш взгляд, реально в России решить проблему цифрового неравенства?
- Такие проблемы решаются в рабочем порядке. Сейчас компьютеры есть примерно у 10% населения. Пройдет несколько лет (10?15?20?) и компьютеры будут у 50%.
Вспомните времена, когда цветной телевизор был показателем богатства, а видеомагнитофон — вообще экзотикой и редкостью. А развитие техники идет по нарастающей... И цены снижаются.
- Одно Ваше интервью 97-го года называлось замечательно: "Интернет убьет вино, кино и домино". Не убил. И все же, прошу пофантазировать: каких чудес нам всем можно ожидать в грядущем от "цифровой революции"?
- Миниатюризация и комплексность. Мобильныйтелефон-фотокамера-мп3плейер в одном флаконе — это уже сейчас появилось, но это только первые ласточки.
Компьютер станет универсальным и "бортовым" - как часы. Но в нем уже будет "все". Мобильник, фото, плейер, радио, TV, информационная система, заказ билетов, оплата покупок (а заодно и выбор их), записная книжка, книжка(и) для чтения, пульт дистанционного управления, контроль за состоянием здоровья, система ориентирования на местности — все в одном(двух-трех?) "штучках", привязанных к человеку. Плюс полностью компьютеризированная система в доме и на работе (умный дом), и связь между ними.
Вот так примерно. Не сразу, но тенденция видна, она однозначна и предопределена.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.