Недавно в интернете появились записи выдающихся музыкантов начала века, среди которых – оперные певцы Федор Шаляпин, Энрико Карузо и Нелли Мельба. Их голоса оказались сохранены для потомков благодаря решению энтузиастов тех времен поместить пластинки в специальный архив.
В начале XX века пластинки, как известно, быстро стирались и поэтому большая часть тогдашней музыки до нас, к сожалению, не дошла. Тем не менее, лучшие произведения энтузиасты решили сохранить для потомков.
Для этого они поместили еще ни разу не прослушанные пластинки с записями выдающихся вокалистов - Шаляпина, Карузо, Мельба, а также инструменталистов – например, знаменитого чешского скрипача Яна Кубелика - в мемориальные капсулы, которые должны были быть вскрыты через 100 лет (на снимке).
Граммофонные записи были спрятаны под зданием Парижской оперы в сочельник 1907 года. В момент их закладки политик Аристид Бриан отметил, что находка продемонстрирует потомкам «уровень наших приборов звукозаписи и позволит услышать лучших певцов нашего времени».
Записи, на которых Карузо и другие звезды 1907 года поют арии из опер Вагнера, Бетховена, Верди были извлечены в прошлом году вместе с двумя другими капсулами, заложенными в 1912 году. Одна из капсул 1912 года оказалась не подлежащей восстановлению, а все остальные прошли кропотливую реставрацию и оцифровку.
В числе записей, которые французские любители музыки начала прошлого века сочли достойными для передачи потомкам оказались, например, песня «Как король шел на войну» в исполнении Федора Ивановича Шаляпина, «Сапатеадо» Пабло Сарасате, сыгранное Яном Кубеликом, арию из вердиевского «Отелло» в исполнении Франческо Таманьо – одного из самых знаменитых теноров рубежа XIX и XX веков.
К тому же, в необычном архиве, помимо записей Энрико Карузо и Нелли Мельба, хранились пластинки легендарной французской певицы и актрисы Эммы Кальве и других знаменитостей периода, получившего название «Прекрасная эпоха».
Интересно, что далеко не все современные вокалисты с восторгом восприняли записи своих великих предшественников. Так, баритон Франсуа Ле Ру, педагог Парижской оперы заявил, что в те времена исполнители пели слишком громко, временами чересчур рисовались, а также проявляли склонность к быстрому вибрато, которое сейчас звучит странно.
«Сопрано в основном были носовыми. Большинство из них не прошли бы дальше четвертьфинала в современном конкурсе», - заявил Ле Ру,
Впрочем, даже если Ле Ру прав, следует учитывать еще и уровень звукозаписи тех времен. Он, мягко говоря, оставлял желать много лучшего – и голоса могли быть искажены за счет некачественных микрофонов и других тогдашних устройств.
Впрочем, сейчас каждый, - как специалист, так и просто любитель оперы - может самостоятельно выяснить, насколько хорошо записаны голоса великих вокалистов «Прекрасной эпохи» - все их партии находятся в открытом доступе.
Все записи из "капсул времени" будут переизданы и выпущены на лейбле EMI в начале 2009 года. Тем, временем Парижская опера собирается собрать коллекцию лучших музыкальных отрывков начала XXI века и поместить ее в новые "капсулы времени".
Читайте еще в разделе "Культура".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.