Сегодня у Андрея Смолякова – юбилей. Одному из самых популярных артистов театра, кино и телевидения – 50 лет. Накануне юбилея народный артист России и звезда «Табакерки» Андрей Смоляков побеседовал с корреспондентом «Правды.Ру».
- Почему вы в свое время ушли из вахтанговского «питомника», из «Щуки»?..
- О, так давно это уже было. Директор училища не отпускал меня репетировать в «Маугли» - и я ушел в ГИТИС. Но «Щука» - не «питомник» для Театра Вахтангова. Это такая же театральная школа, как и любая другая.
Ну, просто, считалось, что в «Щуке» особенная атмосфера – веселая, неакадемическая, жизнерадостная, полная импровизации. Но, ведь, и сам Вахтанговский театр... никто до сих пор так и не знает, а что это такое на самом деле - театр Вахтангова.
Да, «Принцесса Турандот» - это вот понятно, это – вахтанговское, а другое?.. Ну вот «Антоний и Клеопатра» или, скажем, «Ричард Третий» - они были очень интересны - но эти названия могли показаться и странными для этого театра.
А вот то, что делала Мирзоев – может быть более в стиле Вахтанговского. Но…конечно, я не видел Михаила Астангова или Цецилию Мансурову, просто потому, что еще не родился тогда.
- Да, вот уже его литовская коллега Анжелика Холина поставил весьма оригинальный спектакль–танец »Берег женщин»…
- Ну да, литовский театр все же ближе к Европе…
- Один из самых ярких ваших образов, на мой взгляд – генерал Хлудов в «Беге» Булгакова в «Табакерке». Хотя вас сравнивают тут с Дворжецким…
- Ну, мой Хлудов – другой... совершенно другой. …сравнивали, скорее, некое внешнее сходство, которое есть. И я сам не сразу решился играть Хлудова, но… Кино и театр – вещи абсолютно разные.
И в фильме - очень хорошем, кстати - сцена с картами просто должна войти в учебники актерского мастерства, это высший пилотаж – нет, однако, некоторых сцен, которые есть в нашем спектакле. Очень важных сцен.
- А кто такой Хлудов?
- Он – лабиринт заблуждений. Там очень всего много - еще и потому что он военный человек. А у военных все по-другому. Их за что-то, быть может, и нельзя судить - за что можно судить нас.
- Хлудов вернулся бы на родину, как вернулся его прототип - генерал Слащев?
- Да, он, конечно, мог вернуться. И он знал, безусловно, к у да возвращается и знал, что это - шаг к смерти.
- Когда-то Хлудова, как и Слащева, называли нашими врагами, потом они стали у нас едва ли не героями, а на днях только что открывшуюся доску Колчаку уже осквернили, забрызгали краской…
- Это ужасно. Но мы столько лет прожили в этой философии ненависти, в атмосфере агрессивности...
- …и сейчас постепенно к ней возвращаемся?..
- Нет, не думаю все же, что это может вернуться.
- Вы сыграли невероятно много. Как возможно жить в таком ритме – как возможно на такой скорости создавать образ?..
- Не надо хвататься за все подряд, надо быть тщательным в отборе, брать лишь то, что тебя действительно интересует.
- Ни о чем не жалеете?
- Лишь о том, что не сыграл Раскольникова
- Я обожаю эти места.
- Да, вид из окна – прямо-таки раскольниковские трущобы.
- И в этом есть и свое обаяние и позитив
- Верите в «гения места»?..
- Что вы имеете в виду?
- В мистику города верите? Петербурга – «проклятого места», или, скажем, Венеции? Или с иронией относитесь?
- Тут скорее все же последнее.
- Так, может быть, еще сыграете Раскольникова?
- Нет, уже нет. Уже неприлично.
- А вообще - не страшно играть? Как быть с перевоплощением, со страшным чудом перевоплощения?
- Да, чудо… Но к образу нельзя подойти вплотную, всегда есть какая-то грань, можно лишь приблизиться – но никогда нельзя войти полностью.
- Но тогда отдает паранойей, как говорит Екатерина Васильева…
- Ну, да…то есть, если бы дети что-то такое представляли, в войнушку играли, а то - взрослые люди. Наверное, что-то в этом есть…
Читайте еще в разделе "Культура".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.