"Медиа-арт" - жанр искусства, вошедший в нашу жизнь сравнительно недавно. Немало копий сломано в попытках дать определение этому художественному направлению. Корреспондент "Правды.Ру" пообщался с медиа-художником Сергеем Тетериным, чтобы попробовать пролить свет на этот вопрос.
- Что такое «медиа-арт»? Можно ли дать точное определение этого вида искусства и где проходят его границы?
- Было дело, мне хотелось сделать такую железную формулировку, чтобы раз и навсегда объяснить русскому человеку, что такое медиа-арт. Позднее я понял, что железные формулировки пригождаются только уже сложившимся и ушедшим в историю явлениям культуры.
Медиа-арту же нет и тридцати лет (самому термину, во всяком случае), как «течение» он недооформлен, контуры всё ещё видно смутно.
В «Арт-Азбуке Макса Фрая» я написал что-то вроде: «Медиа-искусство, или media art, использует в качестве художественного поля современные коммуникационные технологии - такие, как интернет, телефонная связь, любой другой вид и формат передачи сигнала по проводам или через эфир...
Новейшие телекоммуникационные пространства и привычные приборы (такие, как телевизор или пейджер) используются медиа-художниками в необычном ключе - на них возлагается основная роль при создании художественного произведения или акции».
- Как Вы открыли для себя это направление искусства, и что в нем произвело на Вас большее впечатление?
- Я открыл медиа-арт почти одновременно с Интернетом, в 1998 году, не выезжая из родной Перми. Подключив дома недорогой модем и вырвавшись на информационную свободу, я стал выискивать в Сети самое интересное для себя, стал искать себя в Сети, и неожиданно нащупал движение медиа-художников. Начал что-то делать, художественные действия предпринимать.
На следующий год я получил премию нет-арт фестиваля «Да-Да-Нет» и еще с одним проектом номинировался в финал «Интел-Интернет Премии» в категории «сетевое искусство».
Выдвинул меня старейший медиа-художник России Алексей Шульгин, которого до этой премии я и знать не знал. Впоследствии он, кстати говоря, и стал для меня на долгие годы эталонной фигурой медиахудожника.
Думаю, что я могу назвать Шульгина своим учителем, в смысле гуманитарных трансперсональных передач энергии, хотя случалось мне бывать и его начальником (в 2002 году, когда мы вместе работали в Медиа-арт центре «MACROS - CENTER» на Петровке, 38 и делали чудесный software-фестиваль “Read _ Me 1.2”). Жизнь – причудливая штука.
Вообще именно в Москве на каких-то международных конференциях и фестивалях я и стал встречать группы странных и очень любопытных людей из Европы, которые называли себя медиа-художниками.
Мне настолько захотелось быть таким же как они, что я забросил карьеру директора по маркетингу в пермской IT -фирме и поехал в столицу «художествовать». В Москве я провел целых два года. Затем признал ее бесполезной для карьеры медиа-художника и вернулся домой.
- Каковы перспективы медиа-арта в России? Кто главные потребитель этого вида искусства?
- Не буду врать: как и у всего современного искусства, коммерческие перспективы у медиа-арта все еще довольно сомнительные. Русский медиа-арт в этом плане стал «гетто современного искусства», денег и славы к нам не приходит – официальным путем, я имею в виду.
Тем не менее, и в России медиа-художники проживают очень интересные жизни, и «круги общения» тоже очень хороши. Я довольно много разъезжаю «с гастролями», и могу сказать, что эта тусовка – одна из наиболее честных и искренних.
- Расскажите об «Открытом проекте»
- В «Открытую Коллекцию Сергея Тетерина» входят свободно копируемые «от человека к человеку» DVD и СD-диски с произведениями (либо документациями) от различных художников и артпроектов, связанных с понятием "видео-медиа искусство".
На настоящий момент это 12 DVD + 6 CD копируемых образов. Авторы соглашаются на свободное распространение копий на некоммерческих основаниях - при условии соблюдения авторских данных.
Проект открыт для участия всех желающих: каждое заинтересованное лицо может стать владельцем Полного комплекта и получить инструкции для проведения показов и лекций непосредственно "по месту проживания".
В этом смысл Открытой Коллекции: создать скоординированную "агентурную сеть" совладельцев-коллекционеров, которые смогут действовать самостоятельно как медиа-арт кураторы.
Авторы и проекты, вошедшие в Открытую Коллекцию: Алина и Джеф Блюмис (Нью-Йорк), фестиваль "Машиниста" (Пермь и Глазго), фестиваль "Read_Me 1.2" (Москва), IXI Software (Лондон), Кибер-Пушкин и другие проекты Сергея Тетерина (Пермь), артгруппа "Синие Носы" (Сибирь), "Орбита" (Рига), киберпанк-рок-группа 386DX (Москва), "Микромьюзик видео" (Европа), "Магазин на диване" Анны Колосовой (Санкт-Петербург), фильмы Бориса Казакова (Санкт-Петербург), проект "Брагофон" (Санкт-Петербург), артгруппа "Куда бегут собаки" (Екатеринбург).
- Каково проникновение медиа-арта в другие области человеческой деятельности – социальную среду, науку и технику?
- Как и любой другой вид искусства, медиа-арт может послужить проводником новыхсоциальных и/или научных идей. Почему бы нет. Социальных, наверное, с большей легкостью, потому как быть флагманом новых технологических разработок российскому медиа-художнику трудновато – слишком сильна конкуренция китайских промышленных дизайнеров.
Мир завален китайскими гаджетами, и это нивелирует ценность авторских устройств от художников.
Точно так же как всеобщая подсаженность на телевизор нивелирует труд видео-художников – люди просто не могут воспринимать искусство в формате видео после того как они столько смотрели наше отечественное ТВ.
Я знаю одного телевизионного видеоинженера, например, который сказал мне – что выставил из дома все телевизоры и видики. «Не могу после работы смотреть ни на что квадратное, особенно если оно светится».
- Расскажите, пожалуйста, о «ботах» - Кибер-Пушкине и других проектах. Можно ли их назвать примерами AI? Способны ли они к самообучению?
- Работать с техническими подменами человеческого авторского начала мне нравилось всегда. «Кибер-Пушкин» стал первым проектом просто потому, что исторически первые AI-подмены в культуре были именно программами-стихоплетами, которые делали еще советские программисты в начале 90-х годов.
Это было самое простое – составлять стихи на русском языке программками для DOS. Малоизвестный факт: все лучшее, что написал «Кибер-Пушкин», написано двумя программками не более 40 килобайт.
Мой «Уорхолбот» (2006) занимал на сервере уже полгигабайта, не считая «персональной программной среды» которую тоже пришлось под него устанавливать. Капризный, блин. «Уорхолбот» отвечал на входящие SMS случайных людей, имитируя диалоги от имени уже умершего художника Энди Уорхола.
Фактически, это был ремикс литературного произведения – автобиографической книжки Энди Уорхола – на основе которого и была создана база данных для автоматических ответов на смс-ки.
Говорить всерьез о каком-то вкладе в «науку искусственного интеллекта» я не могу, всё же мои ресурсы слишком незначительны. Скорее, здесь следует обратить внимание на культурные аспекты затеи, реакции публики, прессы и так далее.
Они и собраны в документациях моих проектов. Реакции бывали всякие, вплоть до вредительства и злобных демонстраций протеста перед открытием выставки работ, авторами которых были не люди.
- Каково быть медиа-художником в России?
- Сейчас у нас в медиа-художники идут «по призванию». Карьеру тут сделать крайне затруднительно, и нет повторяемых историй успеха. Поэтому в России всего 10-15 постоянных имен, остальные «исчезают». Можно сказать, что и в Европе медиа-художник – не профессия, а скорее «роль», которую периодически примеряют на фестивалях молодые люди самых разных технических профессий.
Но только у нас эта роль «работает в минус» по жизни - я знаю несколько человек в Перми, которые когда-то тоже пытались «быть медиа-художниками», зарабатывая параллельно на жизнь коммерческим дизайном в рекламных конторах.
Но ни коллеги, ни начальство не одобрили эти «игры», занятия медиа-артом начали вредить карьере «хорошего дизайнера», и эти ребята «сдулись», забросили свои артистические амбиции – в том числе, потому что мало в каком городе могут собраться хотя бы два-местных медиа-художника, кроме Москвы и Питера. Русских медиа-художников смело можно заносить в «Красную книгу»…
Медиа-арт – занятие сверхновое, общество не выработало критериев оценки, и не спешит особо их вырабатывать. Общество всё время занято чем-то другим. Поэтому, как и во всем самом лучшем, рассчитывать приходится только на себя самого.
Читайте еще в разделе "Культура"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.