Трудно сказать, как он будет работать над фильмом, потому что уже 20 лет он находится под защитой британского правительства, и вынужден постоянно переезжая с места на место.
Однако до сих пор смертельная опасность вроде бы не очень помешала писателю вести творческую и общественную жизнь. За время, прошедшее с момента написания злосчастных «Сатанинских стихов», Рушди выпустил множество книг, женился на индийской актрисе Падме Лакшми, получил Букеровскую премию – между прочим, как раз за тот роман, по которому сейчас ставится фильм, а также ирландскую литературную премию IMPAC за 2007 год.
Между прочим, в этом году Салман Рушди номинировался и на «нобелевку», и, по оценкам литературоведов, имел неплохие шансы стать лауреатом. А совсем недавно Рушди принял участие в акции в защиту Милана Кундеры.
Писатель подвергся смертельной опасности и одновременно прославился благодаря своему роману «Сатанинские стихи», вышедшему в конце сентября 1988 года. Тогда книга была запрещена в Индии, Пакистане, ЮАР, Иране и почти всех арабских странах.
В 1989 году аятолла Хомейни обвинил Рушди в том, что он насмехается над Мухаммедом (в романе есть в чем-то подобный пророку персонаж Махунд), а также самим процессом написания Корана, текст которого, по легенде Мухаммед получил от самого Аллаха. Собственно название книга получила из-за упоминавшихся в ней «сатанинских стихов» во славу языческой богини Джахилии, которые позже были удалены из текста Корана.
Рушди извинился и сообщил, что не желает затрагивать чувства верующих. Однако здесь он сделал ошибку: Хомейни воспринял слова Рушди так, как будто он признал свою вину и действительно совершил богохульство. В феврале 1989 аятолла вынес Рушди смертный приговор, пообещав несколько миллионов долларов тому, кто приведет его в исполнение.
"Это очень хороший писатель, - сказал про Рушди редактор литературной газеты Александр Ливергант. - Да, за ним не числится таких произведений, как "Процесс" у Кафки или "Шум и ярость", но писатель он вполне хороший, и с точки зрения политкорректности, сегодняшнего отношения к миру он годится, как мало кто", - сказал Ливергант.
Между прочим, это абсолютно верно, с учетом того, что Рушди сам пытается принять участие в творческом развитии этих правил политкорректности. Три года назад он опубликовал в британской газете The Times статью, в которой выдвинул идеи по реформированию ислама.
Среди его предложений единоверцам – «Помните, что мы живем не в восьмом веке» и близкие к нему «помните свою историю».
Он утверждает, что «в реформированном исламе не будет места консервативному догматизму, а утвердится понимание того, что, помимо прочего, женщины обладают равными правами с мужчинами; что люди другой веры и даже вообще неверующие ничем не хуже мусульман».
«К тому же, преследование свободы слова с точки зрения легко обидчивой идеологии, то и дело усматривающей "оскорбления" в свой адрес, должно быть заменено настоящей, здоровой, всеприемлющей дискуссией, для которой не будет запретных идей и тем».
«Реформированный ислам станет побуждать членов мусульманских диаспор покинуть свои добровольные гетто и перестать с такой настойчивостью прятать под замок своих дочерей.
Мусульмане покинут также и интеллектуальное гетто буквализма и подобострастного потакания муллам и улемам, выйдут навстречу научно-исторически обоснованному учению, чтобы развеять духовный мрак, на который их обрекают медресе и семинарии».
Все это звучит прекрасно, и если мусульмане действительно не только передумают убивать Рушди, но и примут к сведению его советы, то арабскому миру, возможно, предстоит возрождение и культурный расцвет. Если, конечно, на то будет воля Аллаха.
Читайте еще в разделе "Культура".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.