Один из самых талантливых и ярких молодых дирижеров современности Владимир Юровский исполнил в Концертном зале им. П.И. Чайковского с Российским национальным оркестром (РНО) монографическую программу из трех сочинений Игоря Стравинского (1882 -1971). В программу концерта вошла хорошо знакомая музыка к балету «Весна священная» (1913).
Зато два других – не частые гости на московских концертных подмостках: Симфония в трех движениях (1945) и фортепианный концерт (1940, в редакции 1950 г.)
Музыка Стравинского после длительного перерыва зазвучала в СССР лишь после 1962 года. Тогда знаменитый композитор в свой 80-летний юбилей приехал на родину после почти полувекового отсутствия и продирижировал в Москве и Ленинграде несколькими своими сочинениями: сюитой из балета «Петрушка», музыкой к балету «Орфей», Одой, «Фейерверком» и оркестрованной им русской народной песней «Эй, ухнем!».
Последняя была заказана ему еще Временным правительством Керенского в качестве нового российского гимна. Другими сочинениями тогда дирижировал американский дирижер Роберт Крафт. Для тех, кто слышал эти концерты (а мне это довелось), они остались одним из ярчайших впечатлений в музыкальной жизни. Ну а в жизни политической тогда запечатлелось то, что Стравинский был принят Хрущевым...
Тем не менее, все эти годы список исполняемых в России сочинений Стравинского был весьма ограничен. Главным образом, звучали произведения, написанные им еще в России или для дягилевских «Русских сезонов» в Париже: музыка для балетов «Жар-птица» «Весна священная», «Петрушка», фортепианная сюита из которого входит в число популярных пьес на втором туре конкурсов Чайковского. Изредка звучали «Симфония псалмов» или - еще реже - «Царь Эдип».
А вот сочинения последнего периода, когда Стравинский в своем творчестве обратился музыке сакрального характера, иногда напрямую использующей библейские или другие религиозные тексты, а иногда опосредованно соотносящейся с религией, в России в живом исполнении были практически не известны.
Владимир Юровский – главный дирижер Лондонского филармонического оркестра
(сезона 2007-2008 года) и Оркестра эпохи Просвещения, многолетний художественный руководитель Глайндборнского оперного фестиваля в Англии и главный приглашенный дирижер РНО, с которым он успешно сотрудничает с 2002 года – успел к своим 36 годам продирижировать 37 операми – от Глюка до ныне здравствующего Пендерецкого.
Его слышали в столь известных театрах, как «Метрополитен-опера», «Ла Скала», «Ковент-Гарден», «Коммунале» в Болонье, «Комише-опер» в Берлине и другие, не говоря уж о семи постановках в Глайндборне – весьма немало для такого юного для дирижерской профессии возраста. Впрочем, в родных пенатах Юровский в этом качестве так до сих пор и не востребован – слишком явной станет несостоятельность некоторых сановных, «государственных» дирижеров.
В рецензируемом концерте Юровский был исключительно великолепен во всех трех сочинениях. Его дирижерская техника безукоризненна, и дирижерская воля на подиуме непререкаема – она ярко проявляется в ясности жеста.
Симфония в трех движениях, написанная Стравинским по заказу Нью-Йоркской филармонии, прозвучала технически и эмоционально на редкость качественно, несмотря на обилие в партитуре духовых инструментов, обычно являющихся камнем преткновения для отечественных симфонических коллективов.
Юровскому удалось точно отобразить прихотливость и изобретательность партитуры Стравинского, сфокусировать исполнение на особенностях его стиля, сконцентрированных в этой симфонии. Четко были проявлены конкуренция рояля, использованного, как оркестровый инструмент, и арфы.
Разумеется, при прослушивании всплывали и воспоминания о балете Джорджа Баланична на эту музыку. Великий хореограф со своим «Нью-Йорк Сити балетом» приехал в СССР в 1962 году, когда еще Стравинский находился в Москве, и показал его балет «Агон».
В Концерте для фортепиано с оркестром блестяще солировал Вячеслав Попругин - 35-летний пианист, уверенно приобретающий заслуженную популярность, главным образом, как исполнитель современной музыки, но интересный и в романтическом репертуаре.
В последние годы он часто выступает в ансамбле со всемирно известной виолончелисткой Наталией Гутман. Рояль у Вячеслава Попругина звучал ярко, остро, темпераментно, стилистически и тембрально точно. И хотя я и не очень люблю это слово, но по отношению к услышанному оно кажется вполне уместным – это был настоящий драйв!
И еще одну особенность исполнения молодого музыканта показалась мне интересной. Он очень органично и тактично высветил (может быть и не специально), в этой музыке обычно не замечаемые рахманиновские интонации и отголоски католического « Dies Irae ».
В исполнении концерта нельзя не отметить также и великолепную игру группы деревянных духовых и, особенно, Максима Орехова, солировавшего на английском рожке.
Исполнение балета «Весна священная» изменило течение времени. Обычно эта музыка звучит не менее 35 минут, а, порой, и еще более. На сей раз она «уложилась» за 32 минуты, что должно было бы стать заметным. Но этого не произошло – ощущения убыстренного темпа не было, и эта особенность данного исполнения выяснилась только после окончания исполнения, когда часы были извлечены из жилетного кармана.
Однако, могут ли быть хороши сверхбыстрые темпы?.. Да, ведь, быстро - хорошо не бывает – с улыбкой скажете и вы… Но мне показалось, что все выглядело органично и убедительно.
И это еще один «решпект» главному (не считая Игоря Стравинского) герою вечера - Владимиру Юровскому. Гостю из Лондона.
Читайте еще в разделе "Культура".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.