Самое синтетическое направление в современной музыке - нью-эйдж – стало популярным в конце XX века. В настоящий момент оно включает этно-фьюжн - то есть, использование в одном произведении музыкальных языков сразу нескольких культур, неоклассику - то есть, исполнение на электронных инструментах мелодичных произведений в классическом стиле и даже "космическую" электронную музыку.
Основная черта композиции в стиле нью-эйдж - это мелодичность. Еще совсем это направление пытались определить как contemporal instrumental - "современную инструментальную музыку". Однако в последнее время появилось чересчур много вокальных произведений в этом стиле - от "Эры" до "Энигмы". Таким образом, это просто "современная музыка" - вокальная и инструментальная, электронная и акустическая.
В общем, проще всего определить нью-эйдж как импровизационную музыку (хотя это опять же бывает не всегда), записанную с максимально возможным на нынешнем техническом уровне качеством.
Отследить историю нью-эйдж, и, тем более, определить момент, когда произведение в этом стиле появилось впервые, пожалуй, не легче, чем перечислить все признаки принадлежности композиции к этому направлению.
Считается, что свой вклад в создание музыки нового века внесли Клод Дебюсси, Морис Равель, и наши великие соотечественники - А.Бородин, С.Рахманинов и Н.Римский-Корсаков и многие другие композиторы конца XIX - начала XX века. В их произведениях появился первый признак музыки нью-эйдж - соединение музыкальных традиций различных культур - прежде всего, Востока и Запада.
В 1930-1950 годы появились электронные инструменты, которые расширили возможности музыкантов. В этот период нашей стране был изобретен терминвокс, а на Западе - синтезатор. Музыканты получили в свое распоряжении тембры всех имеющихся в мире инструментов, а также звуки, которых еще никогда никто не слышал.
Теперь все, кто желал использовать в своей музыке новые краски, не был обязан осваивать ситар или кото. Эта возможность, естественно, вызвала повышенный интерес композиторов к мелодическим и гармоническим находкам других народов и времен.
К тому же, источниками красок для музыки нью-эйдж стали не только этническая музыка, но и практически все направления музыки – как классической, так и современной.
Важный вклад в развитие музыкального языка нью-эйдж внесли джазовые музыканты. В основном, на развитие этого стиля повлиял smooth jazz - "гладкая" мелодичная джазовая музыка, в основном, исполняющаяся на саксофоне.
Столь же сильно на музыку нью-эйдж повлияла и продолжает влиять рок-музыка - и прежде всего, ее направления "прогрессивный рок" и "арт-рок". Грань между ними достаточно узка, а многие музыковеды вообще считают эти термины синонимами. В частности, очень заметен вклад в направление нью-эйдж группы Pink Floyd - особенно альбомов 1973 и 1975 года.
Источником идей для нового направления стала и камерная классическая музыка. Такое направление нью-эйдж, как "неоклассика" использует живые классические инструменты либо имитирующие их звук синтезаторы, а также и то, и другое одновременно.
Помимо классической европейской музыки, нью-эйдж впитала в себя и европейские фольклорные традиции. Особенно часто в ней используется музыкальный язык средневековой музыки.
Многие музыковеды считают разновидностью нью-эйдж и "космическую" электронную музыку в духе Жана-Мишеля Жарра.
Так или иначе, первые композиции, которые относят к этому стилю, появились в 1960-х годах, а само название "нью-эйдж" - в 1980-х. В настоящее время среди корифеев стиля называют Оливера Шанти, Дойтера, Анугаму, Карунеша, группы Era, Enigma, G.E.N.E. и многих, многих других.
Ничего удивительного, что для музыкантов нью-эйдж характерно международное сотрудничество. Так, один из известнейших японских исполнителей нью-эйдж – Китаро одно время играл с участниками европейской группы Tangerine Dream.
Благодаря сотрудничеству с западными музыкантами, и в первую очередь - Гектором Зазу, вклад в нью-эйдж также внесла и современная исполнительница музыки народов мира Янчен Лхамо.
При этом связь нью-эйдж с рок-культурой в последнее время становится настолько тесной, что отделить некоторые "роковые" проекты от "нью-эйджевских" подчас оказывается очень трудно.
Как известно, основатель революционного лейбла Real World Питер Гэбриэл работает с музыкантами, играющих в стиле музыка народов мира, нью-эйдж и рок - как по отдельности, так и одновременно.
Возможно, за ним (как и за лейблом Гэбриэла) - будущее. Новый век уже начался, так что, кажется, мы уже представляем, какой будет новая музыка.
В 1960-е годы основу для нового направления составил блюз, появившийся в судьбоносный 1917-й.
А основой музыки, которую мы уже так давно ждем, которая всполошит и потрясет нас, как джаз в 1920-е, а рок в 1960-е, возможно, станет новая "версия" нью-эйдж - или, скорее всего, коктейль из нью-эйдж и рока.
Читайте еще в разделе "Культура".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.