Международный фестиваль «К 100-летию со дня рождения Оливье Мессиана» открылся концертом в Большом зале Московской консерватории. Десятидневный марафон продлится до 13 ноября и будет проходить также в Малом и Рахманиновском залах Московской консерватории.
В фестивале принимают участие ведущие российские и французские музыканты, включая симфонический оркестр «Новая Россия». За пульт встанет французский дирижер Даниэль Кавка. Камерный хор Московской консерватории (руководитель – Борис Тевлин), органисты Людмила Голуб (Россия) и Оливье Латри (Франция), харизматичный пианист Иван Соколов (Россия), ансамбль ударных Марка Пекарского и многие другие.
Пройдет двухдневная конференция, где прозвучат доклады крупнейших российских и французских исследователей музыки Мессиана.
Есть фигуры, которых невозможно изъять из истории культуры не только своего времени, но и - самой вечности. В музыке ХХ века это Рихард Штраус и Игорь Стравинский, Арнольд Шёнберг и Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович и Джон Кейдж, Пьер Булез и Альфред Шнитке.
Есть такие личности даже и в веке XXI-ом – и ныне здравствующие Арво Пярт и Гия Канчели. Французский композитор Оливье Мессиан, которому 10 декабря исполнилось бы 100 лет, из их числа. Он не вписывается ни в одно направление, ни в одну из школ современной музыки. Просто потому, что он сам – и школа, и направление.
Оливье Эжен Шарль Проспер Мессиан родился в Авиньоне, в семье учителя английского языка Пьера Мессиана и поэтессы Сесиль Соваж. В 11 лет поступил в Парижскую консерваторию, которую закончил в 1930 году с первыми премиями по специальностям: фортепиано, орган и импровизация, история музыки.
Оливье Мессиан всю жизнь глубоко верил в Бога, и все его творчество пронизано теолого-мистическими идеями. И органная сюита «Рождество Господне» (1935), и оратория «Преображение Господа нашего» (1969) и – одно из самых известных сочинений Мессиана - фортепианный цикл "20 взглядов на лик младенца Иисуса".
Музыкальному перу Мессиана принадлежит и пятичасовая опера "Святой Франциск Ассизский" (1983), сравнимая по масштабам разве что с шедеврами Вагнера. Одно из самых исполняемых произведений Мессиана - квартет "На конец времени", сочиненный им и впервые исполненный в 1941 году в немецком лагере для военнопленных.
Мессиан уделял большое внимание изучению традиций неевропейских культур - индийской, японской и латиноамериканской, результатом чего стала симфония «Турангалила» (1948).
Наконец, большую роль в творчестве Мессиана сыграло его увлечение пением… птиц. Он истолковывал это пение, как мистический голос природы и сам написал – для фортепиано с оркестром - "Пробуждение птиц" (1953), «Экзотические птицы" - для фортепиано, ударных и камерного оркестра (1956), "Каталог птиц" - для фортепиано (1956-58).
Мессиан успел еще и написать двухтомный трактат «Техника моего музыкального языка», а также ряд учебников и статей. И постоянно гастролировал, как органист и пианист.
Читайте еще в разделе "Культура".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.