Про Дженис Джоплин принято писать всякое. Например, «Ее жизнь - это сплошные любовные неудачи, бесчинства, пьянки, наркотики». Еще смешнее идея о том, что «она покупала молоденьких мальчиков» - ведь Дженис и сама была молодой девушкой - к сожалению, состариться ей так и не удалось. В то же время Дженис прежде всего занималась творчеством, и достаточно успешно, но почему-то как раз это порой отходит на второй план.
Не только Дженис, но и других западных людей искусства зачастую выставляют как своего рода пациентов наркологического отделения «дурки» - людей, кажется, ленящихся даже встать с постели.
Однако, на деле их жизнь обычно оказывается значительно более скучной, или, наоборот, более захватывающей – смотря с чьей точки зрения ее рассматривать. У всех бывают срывы, проблемы, однако в подавляющем большинстве успешные люди не соответствуют таблоидному образу карикатурного неудачника и беспробудного пьяницы (наркомана), неспособного самостоятельно даже добраться до туалета.
Дженис Джоплин была «всего лишь» талантливой, или даже гениальной певицей, рано достигшей успеха. И у нее всегда хватало поклонников – ее ценили и как певицу, и как женщину.
«Дженис не назовешь красавицей в привычном смысле слова, но она, несомненно – секс-символ, пусть и в несколько неожиданной упаковке, - писали в журнале Village Voice 22 февраля 1968 года о концерте в нью-йоркском Anderson Theatre. – В ее голосе соединилась душа Бесси Смит, блеск Ареты Франклин, драйв Джеймса Брауна… Взмывая к небесам, этот голос не знает границ и словно бы порождает в себе божественную многоголосицу».
Карьера Дженис началась с того момента, когда ее знакомый Чет Холмс пригласил Джоплин в группу Big Brother & The Holding Company – группу, делами которой управлял он сам.
Будучи одним из руководителей коммуны хиппи Family Dog, Хелмс располагал общественной собственностью – концертным залом Avalon Ballroom – и именно здесь обосновался ансамбль, в составе: Сэм Эндрю (вокал, гитара), Джеймс Герли (гитара), Питер Албин (бас), Дэвид Гетц (ударные) и Дженис Джоплин (вокал).
10 июня 1966 года состоялось первое выступление группы. Певица сразу же сумела завоевать симпатии аудитории и стала местной звездой. Спустя два месяца Big Brother & The Holding Company подписали контракт с независимым лейблом Mainstream Records и отправились в студию записывать дебютный альбом.
Он был выпущен после триумфа Дженис на фестивале в Мотерее в июне 1967-го года, на котором она «привлекла внимание своим необычно сильным и богатым хрипловатым голосом, нервно-энергичной манерой пения».
На фестивале она исполнила композицию «Ball and Chain», и ее выступление стало центральным эпизодом фильма «Monterey Pop», который и по сей день считается шедевром рок-документалистики.
После фестиваля новый менеджер группы Альберт Гроссман обеспечил группе контракт с лейблом Columbia Records. Позже Columbia выкупила права на выпуск дебютного альбома у Mainstream Records. Между прочим, он стал хитом.
Затем было первое турне группы, которое завершилось 7-го апреля большим концертом в Нью-Йорке памяти Мартина Лютера Кинга. Там также, помимо прочих, выступил Джимми Хендрикс.
В марте 1968 года группа приступила к работе над вторым альбомом Cheap Thrills. 12 октября того же года пластинка возглавила списки «Биллборда» и продержалась на вершине 8 недель.
Затем Дженис с гитаристом Сэмом Эндрю покинула Big Brother и основала собственную группу, которая вскоре получила название Janis Joplin & Her Cosmic Blues Band. Этот проект просуществовал год, но при этом Джоплин удалось провести европейское турне, завершившееся триумфальным концертом в лондонском Альберт-холле.
Летом группа выступила на множествах американских фестивалей. Особенно большой успех Дженис имела на знаменитом Вудстоке.
В 1969-ом году Джоплин организовала новый проект The Full Tilt Boogie Band, в основном, из канадских музыкантов. В апреле группа собралась на первую репетицию, а в мае уже начала выступления. Летом 1970-го года Джоплин и The Full Tilt Boogie Band приняли участие в суперзвездном канадском турне вместе с The Band и Grateful Dead.
В сентябре Дженис Джоплин с группой приступила к работе над альбомом Pearl, пригласив в студию продюсера Пола А. Ротшильда, известного работой с The Doors. Альбом был почти закончен – оставалось записать вокал к последнему треку альбома «Buried Alive in the Blues».
Дженис Джоплин должна была придти в студию для записи, однако этого так никогда и не произошло. 4 октября 1970 года после одной из вечеринок Дженис была найдена мертвой в номере отеля «Лэндмарк». Документальные кинокадры большинства выступлений Джоплин были обнародованы лишь спустя тридцать лет после её смерти.
Дженис была очень занятым человеком, и даже ее расписание показывает, что она могла выпивать и принимать наркотики лишь эпизодически. После смерти Дженис многие говорили о том, что ее смерть могла быть результатом чьего-то злого умысла.
На эту тему снят фильм Down on Me (также известный как Beyond the Doors). Отец Дженис предполагал, что она умерла вовсе не от передоза, а «задохнулась ковром», поскольку после смерти ее нашли, уткнувшейся лицом в покрытый смятым ковром пол. Есть сообщения и о том, что нос Дженис был сломан - возможно, это случилось при падении.
Сестра Дженис Лора и автор книги о ней «С любовью, Дженис» отрицает возможность насильственной смерти певицы. Однако она говорит, что в последние шесть месяцев до смерти Дженис абсолютно не употребляла наркотиков. Последний случай приема стал первым за полгода. Однако в крови Джоплин, кроме алкоголя, нашли лошадиную дозу героина.
Очень хочется верить в то, что смерть Джоплин, как говорит ее сестра – действительно трагическая случайность. Однако, также хотелось бы, чтобы такие случайности происходили как можно реже.
Британские медики, изучившие более сотни случаев гибели ведущих музыкантов мира, и прежде всего - США, призвали общественность принять меры, способствующие снижению смертности среди людей этой профессии.
Однако, чтобы принять эти меры, нужно сначала их выработать, а для этого - ясно понять причины гибели этих молодых людей в расцвете таланта и карьеры. А значит, активно продолжать исследования этих самых причин - причем, привлекая не только медицину, но и социологию, психологию и даже экономику.
Дженис Джоплин признана лучшей рок-вокалисткой, лучшей исполнительницей белого блюза, композитором, оказавшим огромное влияние на музыку XX и XXI века. То, на что большинству людей потребовалось бы не менее 60 лет жизни, она успела сделать за 27. В связи с этим, лучшую способность распорядиться своим временем просто невозможно представить.
Читайте еще в разделе "Культура".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.