Тибет и тибетская культура всегда привлекала жителей Запада своей загадочностью. Все мы слышали о тибетском буддизме и тибетской медицине. А на рубеже XX и XXI веков во всем мире прославилась и тибетская музыка. Певица и композитор из Лхаса Янчен Лхамо (Yungchen Lhamo) стала одной из мировых музыкальных суперзвезд.
Ни один человек, прослушавший знаменитый альбом 1998 года "Возвращение домой" (Coming Home) или хотя бы композицию с тем же названием, не остался равнодушным. Голос Янчен совершенно уникален. У нее поразительно красивый тембр и особенная, медитативная манера пения. Но это еще не все. Все вокальные партии она сочиняет сама, часто импровизирует и поет а-капелла.
Вокалом Янчен занималась с раннего детства – петь ее научила бабушка. А в 1989 году 14-летняя певица с группой из 60 друзей совершила опасное путешествие из Тибета через Гималаи в Дхармсалу. И уже на территории Индии, путешествуя по лагерям беженцев, продолжала расширять репертуар и совершенствовать вокальную технику. Желание Янчен посвятить себя пению поддержал сам Далай-лама, находящийся в изгнании. Он сказал, что музыка – ее призвание, и предложил ей применить талант на благо тибетского народа – в частности, на то, чтобы обратить внимание всего мира на культурные традиции и достижения Тибета.
Ей это удалось, однако творчество Янчен почти с самого начала не было монокультурным феноменом. В ее становлении как художника участвовали люди разных национальностей. В 1993 году Янчен Лхамо уехала в Австралию, и вскоре вышла там замуж за Сэма Догерти. Вскоре у них родился сын. Тем не менее, муж поддержал намерение Янчен стать профессиональным музыкантом, и согласился быть ее первым менеджером. Вскоре местный буддистский центр «Дхарма» попросил молодую певицу записать музыкальное сопровождение для медитационных сессий. Результатом этой работы стал альбом «Тибетская молитва», за который Янчен в 1995 году получила награду от австралийской звукозаписывающей индустрии.
В том же году этот диск попал к Питеру Гэбриэлу. Надо сказать, что уже много лет он не только музыкант, но и человек, пытающийся произвести революцию в музыкальном бизнесе - тихую и необратимую. Его лейбл Real World базируется на совершенно иных принципах, чем другие современные звукозаписывающие компании. Гэбриэла избрал оригинальный подход почти ко всем аспектам бизнеса - как к распространению музыки, так и выбору стиля и исполнителей, которые пишутся на его многочисленных студиях. И лишь выбор одного из них - самого Гэбриэла - вполне предсказуем.
Гэбриэл не мог проглядеть Янчен Лхамо – этническая музыка всегда была одной из основных сфер его творческих интересов. В 1996 году Real World выпустил диск Янчен Лхамо «Тибет, Тибет…» - сборник песен Янчен и других тибетских музыкантов. В 1997 году Янчен впервые приехала в США и выступила в нью-йоркском Карнеги-холле. А в 1998 году записала прославивший ее на весь мир альбом «Возвращение домой». Ее музыкальным продюсером стал известный французский музыкант Гектор Зазу.
Про него, как и про Гэбриэла, здесь следует сказать особо, тем более, что их часто сравнивают. У западных музыкантов, продюсеров и просто любителей музыки в ходу фраза: «В Англии есть Питер Гэбриэл, в Америке – Дэвид Берн, а во Франции – Эктор Зазу». Как и упомянутые Гэбриэл и Берн, Зазу всегда считался революционером в музыке, проявлявшим интерес к самым различным стилям и направлениям.
Он участвовал в проектах в стиле «арт-рок», «музыка народов мира», «электронная музыка», а порой ему удавалось сочетать и то, и другое, и третье в отдельном произведении. Знаменитый альбом «Возвращение домой» с Янчен Лхамо он сделал в стиле «нью-эйдж». К сожалению, Зазу, чья блестящая аранжировка позволила голосу Янчен звучать особенно выразительно и проникновенно, успел поработать с ней лишь над одним проектом. Совсем недавно, 16 сентября 2008 года он умер - почти одновременно с другим известным музыкантом – клавишником Pink Floyd Ричардом Райтом.
В прошлом году Янчен выступила в Москве. Первая часть концерта прошла а-капелла, во второй ей аккомпанировал, как всегда, международный музыкальный коллектив. На этот раз о состоял из иранца Джамшида Шарифи (клавишные), бывшего участника прог-металлической группы Dream Theatre, и Уилла Калоуна, барабанщика популярной в 80-е группы американской группы Living Colour. В программе были в основном композиции из нового
Читайте еще в разделе "Культура".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.