Одним из центральных событий ХХ-го Международного фестиваля православной музыки в России «Русь Святая, храни Веру Православную», посвященного 1020-летию Крещения Руси, стал концерт Архиерейского мужского хора саратовского Духосошественского кафедрального собора, прошедший в Большом зале Московской консерватории.
Хор постоянно принимает участие в богослужениях в кафедральном соборе Сошествия Святого Духа в Саратове, а также много выступает в других городах.
В Москву Архиерейский хор приехал уже во второй раз. Впервые коллектив посетил Москву ровно год назад и сразу обратил внимание своим профессионализмом. Как и год назад, программа нынешнего концерта была весьма обширной и содержала почти три десятка номеров.
Основой программы стали произведения так называемого «нового направления» православной духовной музыки, которое ассоциируется с композиторами Московской Синодальной школы первой половины ХХ века: Александром Кастальским, Александром Гречаниновым, Павлом Чесноковым, Василием Калиниковым, Александром Никольским.
Кроме названных авторов, в программу концерта вошли и произведения композиторов «партесного» стиля конца XVIII – начала XIX века Дмитрия Бортнянского и Сергея Дегтярева, приверженца строгого стиля Сергея Танеева, а также современных духовных православных композиторов Сергея Трубачева и архимандрита Матфея (Мормыля).
Вошли в программу и номера из так называемого церковного обихода, постоянно звучащее во время регулярных богослужений. На «бис» хор исполнил два номера, в том числе кондак Новомученикам и Исповедникам Российским, написанный к их канонизации на Архиерейском Соборе РПЦ МП 2000 года архимандритом Матфеем.
Примечательно, что в отличие от многолетней традиции, в соответствии с которой в концертах исполняется только музыкальная часть богослужений, саратовский хор включил в программу и текстовые составляющие внутри музыкальных номеров, если они являются их органической частью. Как и за богослужением, в концерте их произносил канонарх Сергей Маслов.
Более сбалансированным стало и звучание отдельных групп хора, точнее стало голосоведение и улучшился групповой тембровый баланс. Следует отметить и удачные темпы исполняемых сочинений, отсутствие привычной, свойственной большинству церковных хоров, участвующих в повседневных богослужениях, скороговорки, и великолепно поставленную дикцию коллектива.
Читайте еще в разделе "Культура".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.