Известный режиссер Андрий Жолдак выпускает в «Школе современной пьесы» спектакль под интригующим названием «Москва. Психо». Не менее интригующим является и авторское обозначение жанра – «драйв-вечеринка».
Экстремальная режиссура Жолдака вызывает разноречивые оценки и неоднозначные реакции. Однако одна вещь всегда константна: сенсационность каждой его постановки.
Новый спектакль будет в значительной степени отличаться от недавних премьер Жолдака – «Федры» и «Кармен». Хотя и в его в основе – классические историко-литературные и даже кинематографические мифы. Прежде всего – миф о Медее, совершившей ради своего возлюбленного тяжкое преступление.
В качестве ключа для открытия этого мифа Жолдак использовал легендарный фильм Альфреда Хичкока «Психо», объявленный режиссерами новой кинематографической волны своеобразным манифестом современного киноискусства, провозгласившим как эстетический принцип парадоксальное сочетание саспенса и иронии. Андрий Жолдак, уверенный, что театр и кино идут параллельными путями, решился привнести принципы кинематографа на театральные подмостки.
Герои спектакля свободно перемещаются из экранного пространства, созданного воображением мастера ужаса, в реалии современной Москвы. Именно Москва становится одним из главных персонажей спектакля, равно как и все атрибуты современной российской жизни, включая социально-политический аспект.
Он вытесняет из сюжетного контекста хичкоковскую американскую реальность 50-х годов и, как ни странно, абсолютно идеально накладывается на его кальку, обнаруживая неожиданное совпадение коннотаций.
В отличие от спектаклей Жолдака последних лет, «Москва. Психо» - это история с полноценным захватывающим сюжетом, полным внезапных поворотов и коллизий.
Оригинальная драматургия, созданная автором спектакля на основе текстов Сенеки, Еврипида, Ануя и других интерпретаторов мифа о Медее, включает в себя цитаты из фильма Хичкока, фрагменты из текстов Виктора Ерофеева, а также актерские импровизации на заданные темы.
В труппе театра «Школа современной пьесы» Жолдак обнаружил интереснейших актеров, которые своими удивительными возможностями спровоцировали режиссера, склонного к формальным театральным технологиям и созданию бессюжетных спектаклей, на работу почти что в духе русского психологического театра.
Придя в «Школу современной пьесы», режиссер-авангардист пропустил через себя дух и стиль этого театра. А потому – внятный сюжет, внимательное прочтение современных текстов, психологическая мотивация, а также виртуозная актерская импровизация – традиционные вещи для труппы, воспитанной Иосифом Райхельгаузом – Жолдак принял как основные принципы своей новой постановки: «Этот театр – большое увеличительное стекло, под которым все следует рассматривать очень внимательно» - говорит режиссер.
«Москва. Психо» предъявит зрителю яркие актерские работы, некоторые из которых обещают стать событиями сезона. Елена Коренева в образе Медеи поразительно точна, трогательна и одновременно ужасна в своей жажде мести. Альберт Филозов психологичен и парадоксален в роли Ясона.
Наряду с этими прославленными мастерами главные роли в спектакле играют молодые артисты театра «Школа современной пьесы» - Екатерина Директоренко и Иван Мамонов, которые по-своему выстраивают рисунки своих ролей.
Спектакль начнется с кульминации – острого момента личного переживания, когда женщина, принесшая в жертву любимому мужчине всю свою жизнь, оказывается брошенной им ради другой – более молодой, более красивой, более перспективной для карьеры. Банальность ситуации не снижает степени трагичности. Тем более, что сюжет - типичен для нашего времени, когда известные люди – политики, художники, бизнесмены - кичатся своими новыми браками с «супермоделями».
Автор спектакля исследует механизм любовного треугольника, механизм жертвы, механизм отмщения… Сюжет то отступает от классического мифа о Медее, то вновь прибивается к нему. Герои попеременно пребывают в разных реальностях, и зрителю предстоит в бешеном темпе скользить вслед за ними из глубин подсознания древнегреческой героини в грубую реальность московской суеты. Болезненная тема подана с дискотечной легкостью.
Каскад аттракционов, свойственный режиссуре Жолдака, будет присутствовать и в этом спектакле. Ждут зрителя и провокации, рассчитанные на легкий (а, возможно, не такой уж и легкий) культурный шок. А потому спектакль рассчитан, прежде всего, на молодого и «продвинутого» зрителя, привыкшего к скоростному потоку информации, клиповому восприятию
Вместе с тем руководство театра приняло решение о возрастном ограничении: спектакль не рекомендован к просмотру лицам до 17 лет. Так что учителей, которые захотят ознакомить школьников с древнегреческой мифологией при помощи спектакля «Москва. Психо», просим не беспокоиться.
Сценография Адрий Жолдак и Тита Димова (Болгария)
Костюмы Тита Димова
Композитор Владимир Клыков
Артисты: Елена Коренева и Екатерина Директоренко в роли Медеи, Альберт Филозов и Иван Мамонов в роли Ясона, Татьяна Циренина в роли Креузы, Владимир Шульга в роли Креонта, а также Николай Голубев, Дмитрий Сотириади, Джульетта Геринг.
Премьера: 23, 24, 25, 26 сентября
Читайте еще в разделе "Культура".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.