Прощание Альфреда Бренделя

Один из известнейших исполнителей последней трети ХХ – начала XXI века в рамках своего прощального мирового турнэ, которое завершится концертом 18 декабря 2008 года в Вене, уже выступил с сольной программой в Концертном зале Мариинского театра, а на 14 ноября назначен его клавирабенд в Большом зале Московской консерватории им. П.И. Чайковского.

В программе концерта 77-летнего пианиста (60 из которых он посветил концертной деятельности) сочинения Гайдна, Моцарта, Бетховена и Шуберта. В репертуаре Альфреда Бренделя всегда преобладает австрийская и немецкая классика. К музыке XX века Брендель обращается сравнительно редко, хотя фортепианный концерт Арнольда Шёнберга относится к числу наиболее значительных его работ.

Исполнительская позиция А. Бренделя сформулирована в одном из его высказываний: «Я несу ответственность перед композитором, а особенно перед произведением». Брендель - не интерпретатор в современном понимании этого слова, стремящийся во что бы то ни стало удивить чем-то новым, а тонкий и вдумчивый аналитик, скрупулезно точно исполняющий сказанное в ноты, вплоть до мелких динамических вилочек и ритмических точек.

Слушая Бренделя, лишний раз убеждаешься, что полное и правильное представление об исполнителе можно составить только по живому исполнению, а не по записи. Любая запись, особенно современная цифровая, даже если она сделана с концерта и ее не касалась рука звукорежиссера (что на практике практически невозможно) оставляет привкус консервов и ощущение невосполнимой утраты органичности звучания.

Безвозвратно теряется техника - а она у Бренделя совершенно ювелирная - теряется и тонкость нюансировки, исчезают многочисленные оттенки пиано. Сегодня этим обладают лишь очень немногие музыканты - из ныне здравствующих пианистов наравне с Бренделем можно поставить разве что нашего Григория Соколова. Оба редко прибегают к оглушительным форте и резким контрастам, их игру отличает благородная сдержанность, аристократичность, неподражаемая «звуковая каллиграфия», как отмечает « Los Angeles Times ». Совсем не мешает и то, что Брендель чуть слышно напевает во время исполнения.

Альфред Брендель родился 5 января 1931 года в Чехии, его детство и юность прошли в хорватском Загребе и австрийском Граце. Он, вероятно, является единственным крупным пианистом ХХ века, не получившим систематического музыкального образования. Хотя школа, разумеется, была - мастер-классы Эдвина Фишера и Эдуарда Штейермана. Свой первый концерт Брендель дал в 17 лет, затем много концертировал в Австрии.

В 1952 году он осуществил свою первую грамзапись – Пятый фортепианный концерт Сергея Прокофьева. Международная слава к музыканту пришла в середине 70-х после серии концертов в Лондоне, когда он, в основном, исполнял музыку Бетховена. С этим композитором связана вся творческая жизнь Бренделя. В 60-х он первым осуществил запись всего фортепианного наследия Бетховена. В 80-90-е записал цикл исторических концертов в Нью-Йоркском Карнеги-холле, сыграв все 32 фортепианные сонаты великого сочинителя - впервые после легендарного Артура Шнабеля.

В последние годы музыкант много занимается с молодыми пианистами, выступает в ансамбле со своим сыном - виолончелистом Адрианом Бренделем - публикует собственные стихи, на которые пишут музыку современные композиторы.

Кавалер Ордена Британской империи - Альфред Брендель удостоен массы премий. В 2002 г. он получил премию Роберта Шумана за вклад в шумановский репертуар, а в 2004 г. - премию Эрнста Сименса – одну из весьма престижных мировых музыкальных наград. В 2007 году после концерта на сцене венецианского театра « La Fenice » Брендель был награжден премией «Una vita nella musica - Arthur Rubinstein 2007» ("Жизнь в музыке - Артур Рубинштейн 2007"), которой ранее были удостоены Карл Бём, Мстислав Ростропович, Карло Мария Джулини, Джанандреа Гавадзени, Леонард Бернстайн, Маурицио Поллини и Зубин Мета. В декабре этого года, за несколько дней до официального завершения концертной карьеры клавирабендом в Вене, Бренделю в Баден-Бадене будет вручена премия имени Герберта фон Караяна за 2008 год.

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Павел Урушев
Павел Урушев— редактор отдела науки интернет медиахолднга Правда.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить