Леонард Бернстайн – великий американский дирижёр, композитор, пианист, музыкальный писатель, педагог и просветитель родился 90 лет тому назад. 25-го августа 1918-го года в Лоренсе (штат Массачусетс, США), в семье евреев-переселенцев из города Ровно в царской России.
Уроки музыки он начал брать убийственно поздно – Леонарду Бернстайну было уже 11, когда он решил, что обязательно станет музыкантом. Сказано – сделано. Уже спустя два года он пел в хоре, играл в оркестре, сам давал уроки музыки, да еще и организовал любительскую труппу, ставившую оперы и оперетты.
После окончания - в 1939-ом году – Гарвардского университета, где Леонард не только учился по классу фортепиано, но и изучал музыковедение и философию, он поступил в знаменитый музыкальный Кёртис-институт в Филадельфии. Его учителем по дирижированию стал Фриц Райнер. Потом был дирижерский курс у Сергея Кусевицкого (также выходца из России) в Беркширском музыкальном центре (Танглвуд). Продолжить обучение молодой Бернстайн смог из-за того, что был болен хронической астмой, и его признали негодным к военной службе.
Вскоре состоялся дебют Бернстайна, как дирижера - с Бостонским симфоническим оркестром, по рекомендации знаменитого Димитроса Митропулоса. После нескольких лет руководства студенческим оркестром Кёртис-института Леонард был приглашен Кусевицким, возглавлявшим тогда Бостонский оркестр, на пост ассистента. А в 1943-ем году он стал ассистентом главного дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра гениального Бруно Вальтера.
14-го ноября 1943-го года Бернстайн дебютирует в нью-йоркском Карнеги-холле. Заболел Бруно Вальтер, а второй дирижер – некто Родзинский - находился за городом, и за дирижерский пульт без всяких репетиций встал никому неизвестный 25-летний человек, который за ночь перед концертом изучил сложнейшие партитуры сочинений, входивших в программу концерта. Это были подлинный триумф молодого дирижера и сенсация в музыкальном мире.
В 1945–49-ом гг. Бернстайн - главный дирижер симфонического оркестра «Нью-Йорк Сити-центр» - он сменил на этом посту легендарного Леопольда Стоковского. Затем - главный дирижер Нью-Йоркского филармонического оркестра. Попутно Бернстайн дирижирует лучшими оркестрами мира - Берлинским и Венским филармоническими, амстердамским «Концертгебау», Баварским оркестр радио, оркестром «Ла Скала», оркестрами Лондона и Парижа.
Он покорял слушателей не только стихийным темпераментом, но и романтическим воодушевлением, глубиной проникновения в музыку. Артистизм же музыканта поистине не знал предела. Будучи выдающимся интерпретатором сочинений Моцарта и Бетховена, Шумана и Брамса, Чайковского и Сибелиуса, Малера (все симфонии) и Рихарда Штрауса, Шостаковича и Стравинского, Бернстайн стал и первым исполнителем многих сочинений современных композиторов: например, грандиозной симфонии Оливье Мессиана «Турангалила».
Дирижируя в ведущих мировых оперных театрах, он стал первым американцем, приглашенным в «Ла Скала» на постановку «Медеи» Керубини с «божественной» Марией Каллас. С ней он дирижировал и «Нормой» в постановке Франко Дзефирелли. Часто Бернстайн выступал одновременно как пианист и дирижер, исполняя сочинения Моцарта, Бетховена, Равеля, Гершвина. За несколько лет он дал около тысячи концертов.
Всегда подчеркивая свое еврейское происхождение, Бернстайн был тесно связан и с музыкальной жизнью Израиля. Впервые Израильским филармоническим оркестром он дирижировал в Тель-Авиве в 1947-ом году – еще до провозглашения независимости Израиля. А в год спустя вместе с оркестром дал ряд концертов во время войны за независимость страны. В июле 1967-го года Бернстайн руководил оркестром во время первого концерта в уже объединенном - после Шестидневной войны - Иерусалиме.
Там же 90-е гг. прошли и три международных конкурса имени Бернстайна: дирижеров, вокалистов и композиторов. В последние годы жизни выдающийся музыкант занимал пост почетного дирижера Израильской филармонии.
11-го сентября 1959-го года он дирижировал Нью-Йоркским филармоническим оркестром в Большом зале Московской консерватории, исполняя 10-ю симфонию Шостаковича, а сам, как дирижер и солист, исполнил 24-й фортепианный концерт Моцарта. А на следующий день после концерта вместе с женой Бернстайн приехал в Переделкино к опальному нобелевскому лауреату Борису Пастернаку.
Спустя 30 лет музыкант снова приехал в нашу страну и в Москве и Ленинграде вместе с Молодежным симфоническим оркестром международного фестиваля земли Шлезвиг-Гольдштейн и, невзирая на легочный недуг, дирижировал
В 1989 году в Берлине Бернстайн под хоровые возгласы «Свобода!» исполнял «Оду к радости» из 9-й симфонии Бетховена, когда рушилась печально знаменитая стена.
Отдавая немало сил и времени педагогике, музыкант преподавал в университете города Вельтем (штат Массачусетс), читал лекции в Гарварде и постоянно популяризировал музыку – на радио и телевидении, читая лекции перед концертами…
Он выпустил ряд книг - «Радость музыки» (1959), «Бесконечное разнообразие музыки» (1966), «Вопрос без ответа» (1976) - и статей, в которых, кроме прочего, отстаивал и равноправие жанров — академической, джазовой и рок-музыки. А в 1978-ом году в советском издательстве«Музыка» на русском языке вышла книга Бернстайна «Музыка – всем».
Наиболее яркую мировую славу Леонард Бернстайн снискал как дирижер, но при этом он и сегодня считается одним из самых крупных композиторов Америки второй половины ХХ-го века. Сам же он считал сочинительство музыки и вовсе своим главным предназначением. Увлекшись композицией еще в юности, после встречи со знаменитым американским композитором Аароном Коплендом, Бернстайн всегда стремился преодолеть границу между «серьезной» и «легкой» музыкой.
Его сочинение - вокальный цикл "Ненавижу музыку" - стало исполняться почти одновременно с дирижерским дебютом Бернстайна. Затем он стал автором двух опер, двух балетов, знаменитой оперетты «Кандид» (на сюжет сатирической повести Вольтера, увертюра к которой стала симфоническим хитом).
Четырех мюзиклов для театров Бродвея. В том числе великолепной «Вестсайдской истории» – это вообще наиболее популярное сочинение Бернстайна. Две из трех симфоний Бернстайна были написаны на иврите. «Иеремия» – на текст из одноименной книги в Танахе - Ветхом Завете у христиан, а «Кадиш» – на текст традиционной еврейской поминальной молитвы, которую сын читает над телом умершего отца.
В списке сочинений Бернстайна - оратория «Чичестерские псалмы», вокальные циклы, церковная музыка, инструментальные пьесы, песни, музыка для кино. За фильм «В городе» («Один день в Нью-Йорке») режиссера Стэнли Донена с участием Фрэнка Синатры, снятый в 1949-ом году, Бернстайн получил «Оскара». А снятая в 1961-ом году режиссером Робертом Уайзом и хореографом Джеромом Роббинсом «Вестсайдская история», получила и вовсе 10 «Оскаров».
В 1971-ом году состоялась премьера мультимедийной театральной пьесы "Месса", а в 1976-ом году вышел последний бродвейский мюзикл Бернстайна - "Пенсильвания-авеню, 1600". Последняя оперная премьера Бернстайна - "Тихое место"
Он был женат на чилийской актрисе Фелиции Монтеалегре, которая родила ему трех детей. Правда, это ничуть не мешало Бернстайну никогда не скрывать своей «нетрадиционной» сексуальной ориентации.
Более того, он как бы считал, что именно она (эта ориентация) является центральной для всего его мировоззрения – во всяком случае, так полагает известный российско-американский музыковед Соломон Волков.
Умер Леонард Бернстайн в Нью-Йорке 14-го октября 1990-го года от сердечного приступа. Оставив urbi et orbi огромное число аудио и видеозаписей, позволяющих тем, кто никогда не слышал его вживую, убедиться в грандиозности сего музыкального дара, а также в совершенно неправдоподобном темпераменте и яркости харизмы русского эмигранта еврейской национальности. Харизмы Леонарда Бернстайна.
Читайте еще в разделе "Культура".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.