Пребывая последнее десятилетие в должности посла Республики Киргизия в странах Бенилюкса, Чингиз Торекулович оказался не в курсе новинок российского кинематографа. Вот и пропустил премьеру киношедевра с двусмысленным названием «Воры и проститутки» и с недвусмысленной Ксенией Собчак в главной роли.
Премьерный показ состоялся 4 июня 2004 года в Центре российского кино «Мир Кинотавра». Режиссер и сценарист – Александр Сорокин. Продюсер Александр Симонов. В ролях: Владимир Стеклов, Ксения Собчак , Наталья Селезнева, Лидия Федосеева-Шукшина , Михаил Козаков .
Как сообщал тогда журналистам режиссер Александр Сорокин, фильм создан по сценарию А.Сорокина «Тина Модотти – фотограф» (по мотивам биографии Тины Модотти), напечатанному в сборнике того же Сорокина «Воры и проститутки» (М., 2000).
Герой фильма - Женя Михайлов - сын итальянской революционерки и звезды Голливуда Тины Модотти, уехавшей в СССР и переспавшей с множеством высокопоставленных лиц. Когда-то Женя сделал фундаментальное открытие в области генетики. Но его не поняли, и он стал барменом. Известный писатель, появившийся однажды в баре, устроил Жене встречу с Михаилом Горбачевым. Тот Женю принял, понял и… организовал ему полет в космос. А новоиспеченный космонавт принял имя Ювеналий и объявил о своем невозвращении на Землю…
Автор идеи фильма в его окончательном варианте, как сообщал 4 июня 2004 года «Московский комсомолец», - писатель и депутат Алексей Митрофанов.
Так какое отношение имеет господин посол к данному фильму, спросите вы? А никакого.
К господину Чингизу Айтматову имеет отношение следующая история. В конце девяностых он был приглашен в Париж депутатом Государственной Думы Алексеем Митрофановым и режиссером Юрием Карой для обсуждения планов создания фильма по его книге «Тавро Кассандры».
Вот сюжет книги в пересказе ученицы 11 класса Ростовской школы Виктории Матыцыной (1999 год). Монах Филофей – главный герой - летает вокруг Земли в орбитальной станции: так ее, горемычную, получше рассмотреть можно. Филофей таковым был не всегда, прежде он был ученым Андреем Андреевичем Крыльцовым, специализировавшимся в области выведения искусственных людей, “иксродов”, во чревах, так сказать, бесплатных экспериментаторов, то есть женщин-заключенных. Потом, незадолго до объявления себя монахом, ученый выяснил, что не только дело это неправедное, но и эмбрионы отказываются появляться на свет, в котором царит зло. Таково было решение природы: защитить себя от кровососущего человечества.
Вскоре после встречи в Париже Юрий Кара провел большую пресс-конференцию для журналистов, где сообщил об очередном экзотическом проекте. Для новой картины по роману Чингиза Айтматова "Тавро Кассандры" он хочет снять эпизод прямо в космосе, на орбитальной станции "Мир".
Исполнительным продюсером проекта 1999 года журналистам был назван Александр Сорокин (он же – режиссер и сценарист «Воров и проституток» 2004 года). Сорокин в свою очередь рассказал, что идея беспрецедентных космических съемок игрового фильма родилась еще в мае 1997 года.
«Коммерсантъ» за 26.06.99 г. приводит слова Юрия Кары: «Это будет фильм по роману Чингиза Айтматова «Тавро Кассандры». Его герой, космонавт, в знак протеста против закрытия станции отказывается вернуться на землю и остается на орбите первым космическим монахом. Почти треть фильма снимается в космосе. Космическое агентство было настроено скептически: у них из десяти военных летчиков проходит положенные испытания один, а тут артисты, измученные фестивальной жизнью!» «Испытания выдержали Владимир Стеклов, Ольга Кабо и Наталья Громушкина. Стеклов зачислен в отряд космонавтов и приступил к тренировкам».
Чингиз Айтматов на встрече в Париже тоже одобрил кандидатуру Владимира Стеклова. На этом и расстались. На долгие годы.
Как довчерашнего дня считал Чингиз Торекулович, проект не состоялся, потому что не было найдено финансирование. А недавно ему позвонила дальняя родственница и сообщила, что смотрела фильм по его книге и очень там любопытный сюжет получился.
- Какой фильм? Какие воры и проститутки? – недоумевал Тенгиз Торекулович. – Почему мне ничего не сказали?
Он рассказал корреспонденту «Правды.ру», что только что, приехав в Москву, позвонил режиссеру. Юрий Кара сказал, что он ни при чем, и не имеет никакого отношения к фильму.
Тем не менее, режиссером и сценаристом «Воров и проституток» значится исполнительный директор «космического проекта» Юрия Кары 1999 года - Александр Сорокин. Да и главный герой – тот же, кого утверждал Айтматов. Мистическая история. При столь очевидных совпадениях не верится. что известные люди могли так поступить с известным писателем.
Автор идеи Алексей Митрофанов не скрывает своей любови к «клубничным картинам». «Воры и проститутки» – это были первые шаги начинающего политико-эротика от кинематографии. Хотя его дальнейшие идеи - проекты «Юлия» и «Миша» кинематографом уже не назовешь. Вряд ли Чингиз Айтматов был бы рад своему упоминанию в причастности к столь откровенной картине, как «Воры и проститутки».
Он сказал «Правде.ру», что никогда не дал бы своего согласия на подобную переработку сюжета.
Тем не менее, факт остается фактом. Было «Тавро Кассандры». Стали «Воры и проститутки». Герои и массовка вокруг съемок идентична. Чингизу Айтматову спасибо не сказали и обошлись с ним как с второкурсником сценарного факультета.
- Одно из имущественных авторских прав – это право на переработку произведения –сказала «Правде.ру» юрист, эксперт по авторскому праву Евгения Викентьева. Создание сценария по произведению – это по сути переработка произведения. В законе об авторском праве сказано, что все авторские права передаются в письменной форме по договору с автором. А значит, они должны были заключить договор и выплатить автору вознаграждение за возможность переработать и снять фильм. Чего они не сделали.
Поскольку нет ссылки на автора, они нарушили еще и неимущественное право – право на имя. А это право даже договором не передается, это всегда остается правом автора и его наследников.
Но в данном случае речь идет о другом - о заимствовании идеи. Они поступили некорректно и неприлично с точки зрения моральной, но при этом действовали грамотно и не нарушили закон об авторском праве. Они взяли у Чингиза Айтматова то, что не защищено законом об авторском праве – идею - и переработали ее на свой вкус и на вкус зрителей. При очевидной узнаваемости сюжетов нужно проводить тщательную экспертизу и проверять, не допустили ли они где оплошность и не процитировали ли какие-то куски книги целиком. Если такие отрывки найдутся, то их можно будет привлечь к уголовной ответственности.
К сожалению, эта история почти типична. Бывает так, что молодой и подающий надежды автор (изобретатель, сценарист и тд) приносит идею в компетентную инстанцию, ее тщательно изучают, потом выносят отрицательный вердикт с приведением уважительных причин для отказа. Огорченный талант уходит, а через некоторое время случайно узнает, что его идея заблистала пышным блеском и теперь вовсю служит на благо человечества и на кошелек тех чиновников (сценаристов, авторов, режиссеров, продюсеров, издателей и тд), кто в свое время отказал просителю и объяснил невозможность претворения в жизнь его идеи.
История не нова. Но обычно от нее страдают малоизвестные или начинающие авторы или изобретатели. Они не смогут судиться с обидчиками, у них ни имени нет, ни средств для судебных пошлин и тяжб. да и авторитета бороться с сильными мира сего не хватает. В данном же случае речь идет о классике советской литературы, по чьим фильмам снято более десятка книг. Совершенно непонятно, зачем было шить интригу белыми нитками и так обращаться с известным человеком?
Будет ждать продолжения и комментариев участников истории – Юрия Кары и Алексея Митрофанова. Улетая в Брюссель, Чингиз Айтматов заверил нас в намерении разобраться в ситуации. Получив в подарок диск с фильмом «Воры и проститутки», он пообещал провести собственный сравнительный анализ картины и нам об этом написать.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.