Письмо Альберта Эйнштейна, датированное 3 января 1954 года философу Эрику Гуткинду, в котором знаменитый ученый выразил свое отношение к религии, продано на лондонском аукционе Bloomsbury Auctions за 207600 фунтов стерлингов. Это в 25 с лишним раз больше стартовой цены лота. По словам директора аукционного дома Руперта Пауэлла, предполагалось, что письмо купят всего за 8 тысяч фунтов.
Прежде чем, стать предметом торгов, письмо Эйнштейна в течение 50 лет находилось в частной коллекции, и было также приобретено бывшим владельцем на аукционе. Нынешний обладатель письма, написанного ученым от руки на немецком языке, стал зарубежный коллекционер, пожелавший сохранить инкогнито. Однако известно, что он помешан на теоретической физике и рьяно интересуется всем, что с ней связано.
В своем письме Эйнштейн говорит о понятии Бога как о плодах человеческой слабости, а Библию - собранием достойных, но по-детски примитивных легенд. Кроме того, автор теории относительности отверг идею «богоизбранности» еврейского народа:
«Слово бог для меня всего лишь проявление и продукт человеческих слабостей, а Библия – свод почтенных, но все же примитивных легенд, которые, тем не менее, являются довольно ребяческими. Никакая даже самая изощренная интерпретация не сможет это (для меня) изменить. Для меня иудаизм, как и все другие религии, – это воплощение самых ребяческих суеверий. А еврейский народ, к которому я счастлив принадлежать, с менталитетом которого я ощущаю глубокое родство, не имеет для меня каких-то иных качеств, отличающих его от всех других народов. Судя по моему опыту, евреи не лучше других групп людей, хотя от худших раковых опухолей их защищает отсутствие власти. В остальном я не могу разглядеть в них ничего, что свидетельствовало бы об их «избранности».
Еще в 1921 году в ответе на телеграмму нью-йоркского раввина Герберта Гольдштейна: «Верите ли вы в Бога тчк оплаченный ответ 50 слов». Эйнштейн уложился в 24 слова: «Я верю в Бога Спинозы который проявляет себя в закономерной гармонии бытия, но вовсе не в Бога, который хлопочет о судьбах и делах людей».
В 1950 году, в письме М. Берковитцу Эйнштейн писал: «По отношению к Богу я агностик. Я убежден, что для отчетливого понимания первостепенной важности нравственных принципов в деле улучшения и облагораживания жизни не требуется понятие законодателя, особенно — законодателя, работающего по принципу награды и наказания».
При этом сам Альберт Эйнштейн называл себя глубоко религиозным человеком. В 1940 году он описал свои взгляды в журнале « Nature » в статье под названием «Наука и религия»: «П о моему мнению, религиозно просвещенный человек — это тот, кто в максимально возможной для него степени освободил себя от пут эгоистических желаний и поглощен мыслями, чувствами и стремлениями, которых он придерживается ввиду их сверхличностного характера безотносительно от того, делается ли попытка связать это с божественным существом, ибо в противном случае нельзя было бы считать Будду или Спинозу религиозными личностями. Религиозность такого человека состоит в том, что у него нет сомнений в значимости и величии этих сверхличностных целей, которые не могут быть рационально обоснованы, но в этом и не нуждаются… В этом смысле религия — древнее стремление человечества ясно и полностью осознать эти ценности и цели и усиливать и расширять их влияние».
Эйнштейн утверждал, что все конфликты между наукой и религией «происходили в результате фатальных ошибок», в результате непонимания того, что «сферы религии и науки сами по себе ясно разграничены». В то же время «между ними существует сильная взаимосвязь и взаимозависимость». «Наука без религии хрома, религия без науки слепа… Подлинного конфликта между религией и наукой не может быть».
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.