Именно этими словами, написанными Бахом на одном из своих сочинений, хочется сказать и о концертах блистательного пианиста Весселина Станева, прошедших на днях в Петербурге и Москве. Эти ежегодные выступления-отчеты перед российской публикой знаменитого выпускника Московской консерватории стали многолетней и доброй традицией.
Каждый год мы открываем нового Станева. И по-новому вместе с ним столь любимых им композиторов - романтиков. И хотя каждый год меняется программа, возрастает мастерство пианиста, появляются более сложные и разноплановые произведения, одно остается неизменным – интеллигентная, тонко-чувственная и очень личная манера исполнения Весселина Станева.
Он как внимательный читатель-исследователь изучает мысли и чувства, владевшие тем или иным творцом, и пытается донести свои открытия до публики. Связать рвущуюся нить времен. Вот и нынешняя его программа об этом.
Баховская Сюита № 2 до минор 826 состоит из художественных танцев и «галантностей» - так называли в 18 веке сочинения легкого характера. Это сочинение в «смешанном стиле» было издано к Лейпцигской ярмарке 1727 года. Тут слышатся и французские, и итальянские мотивы и так они закручены в пианистический микрокосмос, что тот, кто сумел их освоить, «мог добиться успеха в мире» - так писали критики в того времени. А мы, спустя века, слушая изящное и эмоциональное исполнение Станева, слегка ностальгируем вместе с ним о закате эпохи роскошного барокко.
Но вот Бах уступает место в программе Людвигу Ван Бетховену. Соната № 11 си-бемоль мажор, опус 22, по мнению критиков, труднейшая для исполнения, требующая «очень ловкую и сильную руку для многих блестящих пассажей». Сам Бетховен считал, что соната «здорово получилась». Вспышки мыслей, их зажигающая искра, импульс, побуждающий к творчеству, бурное движение – все эти приметы нового революционного XIX века сумел отразить великий романтик Бетховен языком музыки. А мы - через века, эти бетховенские чувства и настроения услышали и ощутили, переданные нам руками ли, сердцем ли, душой, творческой мыслью или просто талантом пианиста Станева. Словом, получилось здорово!
Фредерик Шопен – еще один великий новатор, сумевший так много музыкальных находок вложить в каждое свое произведение. Современники называли его поэтом музыки. Может потому Шопен и выбран Станевым для концертной программы, что именно поэтическое восприятие музыки ему созвучно. Концертное аллегро ля мажор, опус 46 (вероятно, неоконченный композитором концерт), звучало без оркестра, в чисто пианистической редакции, что, кстати сказать, в XIX веке публику не смущало, тогда фортепиано могло заменить ей и целый оперный театр! И сейчас кажется, что благодаря блестящей технике талантливого исполнителя, - звучит мощный оркестр.
«Реминисценции на тему Дон-Жуана» Ференца Листа, посвящены памяти Моцарта. Лист стремился глубоко проникнуть в понимание драмы гениального предшественника, и создал апокалипсический спектакль без сцены, костюмов и декораций - только инструмент и пианист, но, кажется, что в руках последнего, взывающих к покаянию, находится весь мир. Критики писали о «трансцендентальной виртуозности» этого произведения. Кстати, Александр Скрябин играл «Реминисценции» на своем выпускном экзамене в Московской консерватории. И вот этот драматический спектакль в музыке вновь звучит в тех же стенах в сегодняшнем исполнении Весселина Станева. И он тоже и поэт, и музыкант, и драматург в одном лице. Это и его личная драма творца - со взлетами на вершины Духа и сошествием в дантовский ад.
Хотелось бы отметить еще особую интеллигентно-скромную исполнительскую манеру Станева - он играет, кажется, что для себя, - нет эффектных жестов на публику, агрессивного бряцания по клавишам, «вдохновенно-горящих» взглядов в зал, чем часто грешат модные исполнители. Он играет для своего и нашего душевного удовольствия…
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.