Когда на книжных прилавках появляется очередная новинка маститого писателя – всем заранее известно, как относиться к новой книге и чего ждать от известного автора. По сути, у всех «маститых» уже сложился «фирменный» стиль, и как бы они ни пытались удивить своего читателя, – знатоки «с пяти строк» отгадают, чьему перу принадлежит и все творенье.
С «новичками» - сложнее. Никому не известен, еще никак себя не проявил – чистый лист, а на нем крупными буквами – заголовок первого романа. Обругаешь его – и вдруг окажется, что роман-то гениальный, только ты к нему подходил с точки зрения «маститых», а «новичок» новое слово в литературе сказал. Или наоборот – заметишь золотую искорку, расхвалишь, «новичок» обрадуется, расслабится – и выдаст такое «слово», что уже никакими шедеврами потом не реабилитируется. Трудно с ними, с «новичками», но зато и интересно: все у них еще впереди, литературная карьера только начинается, а первый роман – как первый камень, что же в итоге выстроится?
Мария Мансурова – из «новичков», и роман «Женщина, которая уходит» - ее литературный дебют. «Любовь – единственное, о чем должен поведать художник», - пишет молодая писательница. И весь ее роман – красочное и мелодичное доказательство этого эстетического тезиса. Любовь – не как привязанность к одному мужчине, а как переполняющее изнутри чувство, магнитом притягивающее к себе окружающих.
Главная героиня – Марга – молодая и талантливая студентка Института современного искусства и кинематографии, загадочная и противоречивая, девушка-орхидея, «хрупкая, ее лепестки нежные и почти прозрачные. Дотрагиваешься до нее, подносишь к лицу, и она начинает дурманить. И тогда понимаешь, что на самом деле она сильная и властная. Страшно быть изгнанным из ее плена». Образ Марги – декоративная мозаика, в ней мастерски соединяются булгаковская Маргарита, кортасаровская Мага, Мариам Кубинская и принцесса Турандот. Марга переняла у своих предшественниц их женственность, их страстность, даже биографические детали, но привнесла нечто важное – умение уйти, остановиться на самом краю, а затем заскользить по воздуху, оставляя за спиной тех, кого любила, тех, кто не смог достойно ответить ее любви, удержать ее пылающее сердце в своих руках – и не опалиться.
В романе причудливым образом уживаются будничная московская реальность и восточная сказка. Вместо обычного линейного сюжета – замысловатый рисунок персидского ковра. В жизни Марги было шесть мужчин: Алексей - первая любовь, Ренат – первый мужчина, Мстислав – муж, Александр Олегович – наставник и «запретный плод», Фахри – прекрасный принц из сказки. Однако к началу основного повествования значительную роль в судьбе героини играют только трое из них: муж, преподаватель Александр Олегович и Фахри. Занятно, что на протяжении большей части романа Марга готовит дипломную работу – 20-минутный игровой фильм «Без слов».
Еще одна характерная для романа черта – его «кинематографичность». Помимо того, что Марга учится на сценариста, а ближе к финалу снимает короткометражный фильм, сама ткань романа будто разрезана на отдельные кадры, которые затем смонтировали, нарочно перепутав последовательность. Так Мария Мансурова подводит читателя к одной из своих главных загадок – загадке трех финалов.
Три любви Марги – величайшее счастье и тягчайшая из мук - разрывают ее изнутри: «Если бы мне была дана не одна жизнь, а три, я провела каждую бы с одним из вас. Одной слишком мало, когда во вселенной столько любви». Сердце – не кусок мяса, который можно разрубить на части и поделить между возлюбленными! Можно всем сердцем любить не одного, а нескольких, и тогда невозможен математический расчет – кого выбрать? И остается только мучиться от этой любовной неделимости и медлить с решением, потому что выбирать все же придется, а счастливой можно стать с каждым из возлюбленных. Это подтверждается финалом, когда нить, плетущая причудливый узор повествования, рассекается на три части, и у романа получается три окончания, три разных, по-своему прекрасных цветка.
Судьбоносные встречи, загадочные совпадения, игра с числами – имеют принципиальное значение в развитии сюжета. И даже итоговый выбор «цветка» был сделан скорее судьбой, нежели самой Маргой. Даже Мария Мансурова, думаю, не могла бы поручиться, что, если бы роман завершился одним из альтернативных финалов, Марга не тосковала бы точно так же по другим «цветам». И героиня точно так же хотела бы уйти – туда, где не нужно делить сердце на три части, где можно жить, не сожалея ни о чем, где любовь остается…
В начале XX века философ и критик Василий Розанов писал: «Образовался рынок. Рынок книг, газет, литературы. И стали писать для рынка. Никто не выражает более свою душу. Никто более не говорит о душе». В начале века XXI хочется написать, что и для души тоже пишут. Выписывают на страницах романа собственную душу молодые писатели, и в их числе – Мария Мансурова. Как знать?!
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.