Третьяковка доставила парижские удовольствия

Выставка графики «Тулуз-Лотрек. Парижские удовольствия» пользуется исключительным вниманием публики. Со дня открытия 19 февраля ее посетило более 90 000 человек, что свидетельствует об огромном интересе к творчеству известного французского мастера, произведения которого волей различных обстоятельств «рассеялись» по всему миру и осели в музейных и частных коллекциях.

Когда представилась возможность дополнить московскую выставку тремя живописными произведениями из европейских частных коллекций, Третьяковская галерея решила приложить все усилия к тому, чтобы эти уникальные работы приехали в Москву. Совместно с зарубежными галеристами удалось решить эту сложную задачу.

На выставке в Москве с 15 апреля по 11 мая будут представлены 3 шедевра Тулуз-Лотрека:

«В постели: поцелуй». (1892. Картон, масло. 39 х 58). Зарубежное частное собрание.

Произведение «В постели: поцелуй», никогда не покидавшее узкого круга друзей художника и их родственников, отличается от других картин этой серии дерзостью сюжета: два лица, коротко стриженые волосы, слегка прикрытые глаза, полные бесконечной нежности, – художник изображает страстные объятия двух подруг, готовых к поцелую. Смелый сюжет, выразительность, художественное совершенство делают эту картину одним из редких шедевров Тулуз-Лотрека.

«Мисс Мэй Белфорд, исполняющая песню «I’ve got a little cat – I’m very fond of that» . (1895. Бумага, наклеенная на картон, масло. 50 х 33). Зарубежное частное собрание.

В 1895 году в кафешантане «Декадан» на улице Фонтен Тулуз-Лотрек познакомился с ирландской певицей Мэй Белфорт. Одетая по моде, которую ввела английская художница Кэт Гринуэй, в длинное однотонное платье с короткими рукавами, обшитыми пышными кружевными оборками, в чепчике, завязанном под подбородком, на сцене она изображала маленькую девочку. Держа на руках котенка, она пела кукольным детским голоском «невинные» песенки с эротическим подтекстом. Лотрек написал пять ее портретов, сделал несколько литографий и к началу выступлений певицы в «Пти казино» выполнил для нее афишу – великолепное произведение в красных тонах – которую сегодня можно видеть на выставке в Третьяковской галерее. Интересно отметить, что живописный портрет Белфорд, находящийся в частном собрании, написан поверх литографии, изображающей эту же актрису. Вероятно, Лотрек счел литографию неудавшейся и записал ее красками, ища более выразительную позу для певицы. Общая композиция литографии была изменена, фигура Белфорд обрела иные пропорции, для нее был выбран иной разворот, платье стало длиннее, изменилось положение рук, держащих котенка. Новое живописное произведение, написанное поверх забракованной литографии, кажется блестящей импровизацией. Изысканный прозрачный серо-зеленый цвет как бы окутывает певицу, высвечивая, как театральный прожектор, ее смелый желтый сценический наряд и четкий бледный профиль.

«Ла Гулю». (1891. Этюд для афиши. Калька, наклеенная на картон, масло. 41 х 33).

Зарубежное частное собрание.

С того самого вечера, как открылось кабаре «Мулен Руж» в 1889 году, Лотрек стал его завсегдатаем. Хозяева заведения заказали ему большую афишу для рекламы кабаре.

Художник охотно взялся за новую работу. Для него, как и для многих посетителей «Мулен Руж», заведение в первую очередь ассоциировалось с именем блестящей танцовщицы Ла Гулю и ее колоритным партнером Валентином Бескостным. В центре внимания Лотрека была Ла Гулю, которую он представил в профиль, танцующей на фоне зрителей. В жизни грубая и вульгарная, Ла Гулю совершенно преображалась в танце: в своих бесподобных импровизациях это уже не была танцовщица, это было само воплощение танца. Валентин с первого же взгляда оценил ее талант, он опекал ее, учил, руководил ею, и они являли собой великолепную пару.

На выставке в Москве экспонируется один из вариантов афиши «Мулен Руж». Ла Гулю», которая принесла Лотреку мировую славу. Теперь зрителям будет представлен и живописный этюд к ней.

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Григорий Резанов
Григорий Резанов — журналист, фотожурналист, бывший редактор культурного раздела Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить