Человечище такого калибра, каким был Михаил Ульянов, уже сам по себе талант. Вдвойне этот талант ценен, когда любим большим количеством людей. Так случилось, что Михаил Ульянов стал артистом, и его узнала одна шестая часть суши. «Правда.ру» приводит свидетельства людей, хорошо знавших Михаила Александровича при жизни. Все это люди с именем, а беседовал с ними бывший зять Ульянова писатель Сергей Марков.
С большинством из своих собеседников С. Марков разговаривал и брал интервью, когда Михаил Ульянов был еще жив. Писатель готовил книгу к 80-летию артиста. Книга «Михаил Ульянов в образе и жизни» вышла уже после смерти Ульянова.
Чингиз Айтматов
- Он и Цезаря, и Жукова, и Ричарда серьезно, глубоко, многозначно играл. Часто бывает, сидишь в зале, смотришь, актеры играют, а ты снисходительно как-то относишься, заканчивается спектакль, вышел – забыл. Ульянов – захватывал. Всегда вызывал огромный интерес и уважение. В нем всегда чувствовался какой-то континентальный и даже межконтинентальный масштаб. Сейчас, когда и литература, и театр утратили свою былую общественную значимость – особенно: большое видится на расстоянье.
Откуда происходит род Ульяновых, сам Михаил Александрович точно не знал. Может быть, переселились в Сибирь при Столыпине, «но, скорей всего, во времена еще Ивана Грозного, с казаками, завоевывавшими Сибирь». Актер говорил, что помнил своего одноногого деда, который потерял конечность не на Первой мировой войне и даже не на японской. «Он золотишником был, на Алдан золото ходил добывать, старателем, может, там ногу и потерял», - рассказывал Ульянов.
Галина Волчек
- Конечно, я Михаила Александровича знала всегда, еще задолго до того, как мы с ним познакомились. Но хорошо запомнила «Варшавскую мелодию», где они играли с Юлией Борисовой. Потрясающе они играли! Впоследствии для меня явилось очень важным, главным, может быть, в Михаиле Александровиче – его отношение к людям вообще и к партнерам в частности. Я думаю, каждая актриса, каждый актер мечтал о том, чтобы хоть раз побыть партнером Ульянова!
Роман Виктюк
- Недаром так сразу ушли Ефремов, он, Лавров… Потому что эти дети не востребованы временем. Бог смилостивился – за их великие подвиги, за то, что они вселяли в людей веру в жизнь. Он взял их, чтобы они не видели, до чего дойдет то искусство, которому они служили. Пришла пора чернухи, убийств, отчаяния, безверия… Когда я сказал Михаилу Александровичу про нашумевшую пьесу «Монолог вагины», он переспросил, наивно так, по-детски: «Монолог кого?» Я объяснил – он не поверил. Он так и не смог поверить в то, что наступило время, когда со сцены Театра, великого русского Театра, которому он отдал жизнь, заговорили половые органы.
Олег Басилашвили
- У меня ощущение, что с уходом Ульянова – одного из последних могикан театрального российского дела, как с уходом других его старших товарищей, рухнула та стена, которая охраняла нас всех от фальши, от лжи, от мздоимства, от угодничества. Это настоящий человек. Патриот своей страны.
Алексей Баталов
- Михаил был такой актер, который должен быть в этой культуре. Который может играть и Шекспира, и Достоевского, и Булгакова, и Вампилова, и Шукшина… Когда он играл, герой его казался совершенно живым человеком. Ни на сцене, ни в кино он не выделывался, казалось, он не использует никакие приемы, выразительные средства, а – живет!
Лев Дуров
- «Мы с тобой, Лёва, пахари», говорил мне Ульянов. И ещё, когда я, посмотрев «Мастера и Маргариту», позвонил ему на Пушкинскую и сказал, что его Понтий Пилат – это потрясающе, он ответил, помолчав, грустно так: «Спасибо тебе, Лёва. Мне давно никто не говорил хороших слов. Очень давно. Может, там скажут…»
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.