Знаменитый актер Алексей Васильевич Петренко считается эталоном качества картины, в которой снимается. Можно не смотреть на фамилию режиссера и прочей актерской братии, если в фильме есть имя Алексей Петренко. Сегодня народному артисту – не только по даденному званию, но и по любви зрителей – исполняется 70 лет.
Уроженец Черниговской области, Алексей Петренко называет своими любимыми блюдами «сало энд борщ». Касаясь своего юбилея, в одном из недавних интервью он сказал, что не собирается устраивать по этому поводу никаких официальных мероприятий, и склонен «наварить самогону и куда-нибудь сбежать» от поздравлений.
Свой первый инфаркт актер получил в 34 года на съемках климовской «Агонии», когда играл Распутина. Второй случился через четверть века – и тоже на съемках. Костюмеры фильма «Сибирский цирюльник» не могли за один раз донести весь реквизит, а больному актеру пришлось в этом наряде с цыганами вприсядку отплясывать. Хотя, как позже признавался сам Петренко, «я со своим инфарктом как-то очень удачно вписался в график, на картине это не отразилось. Правда, несколько раз пришлось тайком пробираться из больничной палаты на Красную площадь, где снимались эпизоды».
Однако Петренко готов сниматься у Никиты Михалкова и дальше. С удовольствием он снялся бы и у Александра Митты, которому в конце этой недели исполнится 75 лет. Словом, с «возрастными» режиссерами, как Данелия, Мотыль, Масленников. «С Бондарчуком хотелось бы. Я все жду, когда он заматереет и займется чем-нибудь серьезным», - откровенничает Петренко. В прошлом году Никита Сергеевич пригласил Алексея Васильевича, который не состоит на службе ни в одном театре, в свой фильм «12». Они прекрасно смотрелись на съемочной площадке и как коллеги. Достаточно вспомнить солидного Мокия Пармёныча и Сергея Сергеевича Паратова.
Петренко объясняет свой выбор оставаться на вольных хлебах так:
– Я хуторянин, кузнец. Поэтому люблю жить наособицу. И это мой способ существования. Но при всем том, считаю, что актеры – они, как лошади, должны иметь свое стойло. Знать, где их место, где травка положена, где вода налита. Другой вопрос, что, может быть, иногда актеру полезно стойло менять. Все-таки за годы к тебе привыкают. Начинают что-то прощать, чего-то не замечать. И ты себе незаметно позволяешь все больше и больше расслабляться. Для обновления крови полезна смена места.
Что касается стойла, такая метафора не случайна. Сейчас актеру сделали предложение сняться в роли Тараса Бульбы, и он шутит, что «не знает, как в 70 лет влезть на коня». К роли народного героя Петренко обращался в качестве чтеца. Им записана аудиокнига «Тарас Бульба». Зато выдающихся исторических личностей Петренко переиграл немало. И каких? Петр, Распутин, Сталин…
Петр Великий у Петренко, несмотря на разницу художественного замысла, по своей силе не уступает классическому киношному образу, созданного великим Симоновым. В замечательном «Сказе про то, как царь Петр арапа женил» перед нами царь – слуга государства, а подданные слуги царя. И государь имеет полное право требовать от подданных безотказного служения, поскольку сам несет тяжкое бремя государево. Сталина Петренко не играет. Он играет в наше отношение к Сталину и к власти вообще. Это одно из проявлений актерского дара, оставаясь всегда самим собой, показывать разные личины так, что этому веришь.
Здоровья вам, любимый Алексей Васильевич!
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.