В германской столице, неподалеку от музея Холокоста, открывается первая выставка под названием „Mythos Germania”, на которой наглядно представлены планы верхушки Третьего Рейха по перестройке Берлина. Центральное место в экспозиции занимают архитектурные замыслы генерального инспектора по строительству Альберта Шпеера.
В архитектуре нацистам удалось реализовать собственные представления о социальной активности искусства, самовыразиться в архитектуре. Самой важной сферой искусства Гитлер считал архитектуру и неоднократно признавался, что хотел стать архитектором. Хотя немецкий историк Вернер Мазер указывал, что Гитлер был талантливым художником, но сам фюрер никакого значения своему дару не придавал, более считая себя архитектором.
Сначала, после смерти ведущего архитектора Третьего Рейха Пауля Трооста Гитлер сам хотел возглавить его бюро, полагая, что только он сможет правильно интерпретировать идеи покойного, писал в своих «Воспоминаниях» Альберт Шпеер. Натолкнувшись на решительное сопротивление со стороны заместителя Трооста Галя и, поняв, что последний гораздо лучше делает эту работу, уступил.
Самого влиятельного архитектора Третьего Рейха (после смерти Пауля Трооста в 1934 г.) Альберта Шпеера, первым заметил Геббельс, поручивший ему строительство здания Министерства пропаганды. Назначенный в 1937 году генеральным инспектором по строительству имперской столицы Берлина , в начале 40-х годов Шпеер в должности рейхсминистра вооружений постоянно контролировал и курировал военную промышленность. Гитлер очень высоко ценил талант Шпеера как архитектора и организатора военного производства. Если у фюрера был друг, то им был Шпеер; по наблюдениям окружающих, их отношения порой даже выглядели гомоэротическими. В 1946 году Альберт Шпеер занял свое место среди прочих деятелей нацистского режима на скамье подсудимых в Нюрнберге. Нюрнбергский процесс против военных преступников осудил его на 20 лет заключения. Альберт Шпеер скончался в 1981 году в Лондоне.
Большинство нацистских газет вышли 12 апреля 1938 года с похожими заголовками: «Предадим Берлину новое лицо». До этого Гитлер высказался о том, каким бы он хотел видеть столицу тысячелетнего рейха. В том же году, в аккурат ко «дню рождения фюрера», генеральный инспектор по строительству столицы рейха Альберт Шпеер должен был полностью закончить первый участок: 10-километровый мост, идущий с востока на запад, который связал Шлоссплатц с площадью Адольфа Гитлера (сегодня она называется Теодор-Хойсс-платц / Theodor - Heuss - Platz).
В эту субботу выставка, носящая название „Mythos Germania“ – «Миф Германия», откроется в Берлине. Центральное место в экспозиции занимают архитектурные замыслы генерального инспектора по строительству Альберта Шпеера, к которым добавится многочисленная информация о Берлине в промежутке между 1933 и 1945 гг.
Первоначально Гитлер восхищался перегруженным деталями венским классицизмом, а затем – под влиянием Трооста и Шпеера – стал отдавать предпочтение строгому стилю берлинского классицизма. Только Гитлер раздул неоклассицизм до циклопических размеров. Напомним, что неоклассицизм восходит к художественным находкам итальянского архитектора Возрождения Андреа Палладио. Именно он приспособил систему классических античных архитектурных ордеров к многоэтажным постройкам, используя колоссальные колонны и пилястры. Однако слепое подражание классицизму не достигло в рейхе уровня собственной эстетической значимости.
«Я построю в Гамбурге небоскребы такой же высоты и масштабов, как американские, - говорил Гитлер, - по той же причине я приказал перепланировать Берлин и сделать его самой представительной и мощной столицей мира».
Кроме уже упомянутого Восточно-западного моста, Шпеер планировал построить в Берлине не менее гигантский Северо-южный мост. Мост, шириной 120 метров, должен был связать между собой два величественных вокзала, который по плану располагался бы там, где сейчас находится перекресток между жилыми кварталами берлинского Шпандау и Люксембургерштрассе в Веддинге.
В том месте, где оба моста пересекаются, нацисты планировали возвести новый пышный центр национал-социалистической столицы с названием «Германия». Центр должен был включать в себя «огромный холл» 290 метров высотой и одним свободно несущим полукуполом, диаметром 250 метров. Купол собора Святого Петра в Риме мог бы уместиться в нем 16 раз. Отец Шпеера - сам известный архитектор - после осмотра макетов реконструкции Берлина пробормотал: "Безумие, да и только..." Вероятно, с использованием
С технической точки зрения, как считал Шпеер, воздвигнуть такой купол без перекрытий не составляло проблемы. Ведущие немецкие конструкторы произвели необходимые расчеты, можно было обойтись даже без столь нужной военной промышленности - стали.
«Париж, - говорил Гитлер, - это самый красивый город мира. Вена – прекрасна. Эти города – самые смелые произведения архитектуры. Берлин же – это нагромождение построек; мы должны перещеголять Париж и Вену». В центре столицы рейха планировали проложить проспект Победы протяженностью в 5 км и шириной в 1,2 км, что шире Елисейских полей. В конце проспекта планировалосьвозвести Триумфальную арку высотой 120 м (высота парижской Триумфальной арки – 50 м), на граните которой были бы выгравированы имена 1,8 млн. немцев, павших в Первую мировую войну. Под ней в 8 рядов могли проезжать машины.
После подписания пакта с СССР, 23 августа 1939 года в Кремле советские руководители осмотрели выставку проектов новых сооружений столицы Третьего Рейха. Сталину выставка понравилась, она была созвучна его представлениям об архитектуре новой эпохи. После войны в Москве, как свидетельствует В. Бережков, возвели похожие на шпееровские проекты высотки и, что символично, для цоколей этих строений использовали гранит, взятый с развалин гитлеровской имперской канцелярии.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.