О творчестве поэта Владимира Высоцкого "Правде.ру" рассказывает его биограф Владимир Новиков. Владимир Иванович Новиков - доктор филологических наук, профессор МГУ, академик русской современной словесности написал свою книгу о Высоцком, как он говорит, "не от имени некоего всеведущего автора, а от имени самого героя". В своих песнях также поступал и Высоцкий, любивший "влезать в шкуру" самых разных персонажей.
- В популярной серии ЖЗЛ 4-м изданием вышла написанная вами биография о Владимире Высоцком. Чем эта книга отличается от предыдущих?
- Прежде всего, в ней есть названная по-дантовски глава «Vita Nuova» («Новая жизнь»), посвященная посмертному периоду в творчестве Высоцкого. Помните, как Мандельштам говорил о Блоке, что после смерти поэта начинается новая жизнь. Уже более 27 лет продолжается эта «новая жизнь» Высоцкого. В этой главе рассматриваются книги, посвященные Владимиру Семеновичу, и подведены предварительные итоги высоцковедения за минувшие годы.
- Биография Высоцкого написана вами как бы от имени героя. Новая глава уже никак не укладывается в эти рамки.
- Это самая большая тайна Высоцкого, что он думал о себе и своем творчестве. Этим был обусловлен выбор, почему книга была так написана. Но тут вы абсолютно правы, глава «Vita Nuova» написана от моего имени как литературоведа. Здесь критически рассматриваются некоторые публикации, в которых слишком большое значение придается политическому подтексту стихов Высоцкого, в ущерб их философскому смыслу. Глубинный слой его стихов был не только и не столько антисоветским. Он направлен, прежде всего, против пошлости, которая вечно существовала.
- Какое сейчас самое перспективное направление в изучении наследия Высоцкого?
- На мой взгляд, это подробный комментарий ко всему своду его произведений. Как вы знаете, существует несколько комментариев к «Евгению Онегину», справедливо названного «энциклопедией русской жизни». С полным основанием «энциклопедией» можно назвать и творчество Высоцкого. Такая работа параллельно ведется несколькими исследователями. Среди моих единомышленников Андрей Крылов, Анатолий Кулагин и живущий в Калининграде Станислав Свиридов. Мною и моей супругой Ольгой Новиковой сделаны комментарии к стихам Высоцкого для нового 4-х томного собрания сочинений, которое скоро должно выйти в издательстве «Время». Это необходимо для того, чтобы воскресить реалии, которые уже не совсем понятны современному читателю.
- Вы согласны с утверждением некоторых искусствоведов, что простота стихов Высоцкого только кажущаяся, внешняя. Под этой мнимой простотой скрывается огромный сложный пласт. Одним словом, стихи поэта не для песен.
- У меня тоже идет речь о том, что сейчас Высоцкого не только слушают, но и читают. Именно при чтении обнаруживается то «второе дно», которое сам Высоцкий отчетливо обнаруживал в своем творчестве. Он понимал, что он сложный художник. Один из признаков художественности, если произведение способно вызывать различные интерпретации. Стихотворения Высоцкого – это многогранный кристалл. С первой попытки видна лишь одна грань.
- В самой личности Высоцкого несколько высоко отшлифованных граней: он и великий поэт, и гениальный актер, а вот прозаик как-то не случился. Была лишь попытка.
- В своей книге я развиваю мысль о том, что Владимир шел к прозе. Так же, как это происходило и с поздним Пушкиным, и с Пастернаком. Просто не хватило жизни, чтобы довести свои замыслы до конца. «Роман о девочках» завязан круто и обещал интересное развитие. Кроме того, он, как прозаик, как мастер сюжета, реализовался в своих песнях.
- Как он сам спел «дожить не успел, мне хотя бы допеть».
- Если его стихи и песни составляют единое целое, то проживи он чуть дольше, скорее всего, смог бы удвоить этот мир.
- Лев Толстой искренне считал, что из стихотворения Лермонтова «Бородино» выросла эпопея «Война и мир». Есть ли такие зерна в творчестве Высоцкого, которые могли принести плоды на ниве прозы?
- В «Треугольнике» уже есть и любовный треугольник, и образ таинственной женщины. Уже из этого небольшого произведения вырастал «Роман о девочках».
- Остается сожалеть, что поздно приступил писать прозу…
- Тут нужно учесть, что его жизнь была заполнена множеством занятий. Проза ведь требует сидения за письменным столом, чего Высоцкому, с его активной актерской деятельностью, катастрофически не хватало. Если пофантазировать, то Высоцкого можно было бы представить склонившимся за письменным столом, когда ему исполнилось бы лет 60. Для написания прозы нужны два момента – воображение и наблюдательность. И то и другое было у Владимира в избытке. За свою жизнь он накопил столько впечатлений и воспоминаний, что в последствии все это можно было развить.
- Наверное не случайно, что Марина Влади начала писать прозу?
- При соприкосновении с Высоцким развивается творческое начало в человеке. У них ведь был общий взгляд на смысл жизни.
- Учитывая не однозначное отношение родственников и Марины, например, к скульптуре на Ваганьковском кладбище. Ваше отношение к уже появившимся и продолжающим появляться скульптурным изображениям Высоцкого.
- Вся многогранность Высоцкого выражается в самых разных формах. Я думаю, каждый имеет право на свое собственное видение Высоцкого. Поэт принадлежит всем и не нужно быть эгоистом, заявляя, не трогайте моего Высоцкого!
- За время кропотливой работы над биографией Высоцкого и комментариями к его стихам как изменилось ваше отношение к этой личности?
- Отчетливее стала видна духовная вертикаль его творчества. Я задумывался над тем, почему некоторые не воспринимают его творчество. И понял, потому что он слишком требователен. Такая духовная нагрузка для многих непосильна.
- Владимир Иванович, у вас не сложилось впечатления, что Высоцкий думал о том, кто придет ему на смену? Об этом не только в собственных песнях, но и тогда, когда он исполнил «Песню акына» на стихи Андрея Вознесенского.
- «Пошли мне Господь второго» - эта строка Вознесенского, ставшая мыслью, характерной для Высоцкого. По этой причине я не осуждаю исполнение песен Высоцкого любым исполнителем сейчас. Я полагаю, что в этот момент Высоцкому посылает второго та высшая сила, с которой спорить не надо. Влияние Высоцкого не ограничивается одной лишь поэзией.
- В чем значение Высоцкого и полностью ли мы его осознали?
- Высоцкий актуален. Во-первых, его стихи оставили большой след в русском языке. Ежедневно выходят газеты, где присутствует заголовок из Высоцкого. Во-вторых, книжный рынок все время требует произведений Высоцкого и книг о нем. В наше время господства чрезмерного духа потребительства, невольно задаюсь вопросом, а мог бы Высоцкий выступать на корпоративных вечеринках. И нахожу ответ в его песне «Случай»: «не надо подходить к чужим столам и отзываться, если окликают». Он вдоволь поиздевался над пиаром и гламуром, и нас научил смотреть на это свысока. И наконец, главное в Высоцком - это его философская, вневременная сторона. При всем своем демократизме, его творчество рассчитано на мыслящего, элитарного читателя. Высоцкий не для стада, а для самостоятельно мыслящих «иноходцев». Ну а совершеннолетие классика – это столетие. Мы работаем с прицелом на 2038 год.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.