17 февраля в Московском Международном Доме Музыки состоится восьмой Международный Фестиваль «Триумф джаза», который откроет организатор и продюсер - знаменитый российский джазмен Игорь Бутман. О предстоящем событии, о том, кто заслуживает Нобелевскую премию в мире музыки, о будущем джаза и о многом другом именитый музыкант рассказал в интервью корреспонденту «Правды.ру».
Первый грандиозный гала-концерт «Триумф джаза» с участием Биг-Бэнда Игоря Бутмана собрал целое созвездие музыкантов: Джо Ловано, Билли Кобэма, Ди Ди Бриджуотера, Кевина Махогани, Гари Бертона, Тутса Тилеманса, Элвина Джонса. Как отметил джазовый критик Айра Гитлер, такого уникального концерта не удавалось осуществить еще ни одному продюсеру.
Маэстро не опаздывает, маэстро задерживается, - думала я, ожидая Игоря Бутмана в ресторане гостиницы «Уланская», где он должен был выступать с очередным концертом. Игорь Михайлович появился спустя 40 минут, в красно-белой куртке сборной России, и в следующую минуту, спросив у официанта обед, был готов к беседе.
- Игорь Михайлович, Ваши концерты «Триумф джаза» в Московском Международном Доме Музыки уже стали доброй традицией. И каждый год Вы стараетесь привнести в них нечто новое. Что поклонники смогут увидеть и услышать на этот раз?
- Прежде всего, любители джаза встретятся с выдающимися музыкантами этого жанра. На концерте выступит со своим трио один из родоначальников cool jazz из США Ли Кониц. Он уже пожилой 80-летний человек, но до сих пор полон жизненной энергии. (Культовый саксофонист Ли Кониц родился в Чикаго в 1927 году. Знатоки ценят его импровизации, ставшие эталоном мастерского мотивного развития, и необыкновенные темброво-динамические находки.). Участие Ли Конница очень важно не только для меня, как для его ученика, но и для всех российских представителей джаза. Кроме него, выступит известный исполнитель афро-кубинского джаза, пианист Гонсало Рубалькаба со своим квинтетом.
- Кто же, кроме Вас и Вашего Биг-Бэнда, будет представлять Россию?
- Квартет талантливейшего мультинструменталиста и моего наставника из Санкт-Петербурга Давида Голощёкина. Он играет на трубе, на фортепьяно, на скрипке, на контрабасе, на саксофоне. А так же вибрафонист Сергей Чернышов, который, кстати сказать, недавно вернулся из Мексики, где сотрудничал с Карлосом Сантаной. Я считаю Сергея выдающимся музыкантом нашей страны, и очень рад, что в этот раз он будет играть вместе с нами. Кроме того, в концерте будут звучать самые разные джазовые стили и направления, будут новые аранжировки и великолепные музыканты разных возрастов. В общем, 17 февраля станет поистине насыщенным джазовым днем.
- Сегодня на волне популярности такие направления в музыке, как хип-хоп, рок, айрен-би, индустриальный бит, всяческие новомодные альтернативные стили… Как Вы себя ощущаете в этом разнообразии?
- Я, конечно, знаком со всеми перечисленными стилями и отношусь к ним с большим интересом, тем более, что многие направления успешно применяются в джазе. Например, джаз-рок или фьюжен и даже элементы айрен-би. Но с профессиональной точки зрения в своем творчестве стараюсь все же обходить эти жанры.
В марте 1999 года Игорь Бутман организовал свой оркестр Igor Butman Big Band, собрав в нём лучших джазовых музыкантов России. В июне 2000 года саксофонист играл для Президента России Владимира Путина и Президента США Билла Клинтона. Последний описал свое впечатление от выступления Игоря в книге «Моя жизнь» так: «В финале на сцене, погруженной во тьму, играл мой самый любимый из ныне живущих джазовых тенор-саксофонистов - Игорь Бутман. Джон Подеста, который любил джаз не меньше, чем я, признал, что никогда не слышал лучшего исполнения «вживую».
- Игорь Михайлович, если бы вдруг начали вручать Нобелевскую премию в области музыки, кому бы Вы отдали первую такую награду - из почивших и ныне здравствующих?
- Сложный вопрос, на который ответить не так-то просто… Честно говоря, даже не знаю… Я бы всем дал эту премию… Да, всем музыкантам. Музыка ведь искусство абстрактное… Но за заслуги перед джазом, за верность жанру, за высочайшее мастерство пожалуй, отдал бы Нобелевку гениальному саксофонисту Геннадию Гольштейну, Давиду Голощекину и ушедшему из жизни композитору и аранжировщику Виталию Долгову.
- Кто на Вас и на Ваше творчество оказал наибольшее влияние?
- Геннадий Гольштейн и Давид Голощекин.
- Можете ли Вы дать свой прогноз - какое будущее ждет джаз в России и в мире?
- Я очень надеюсь, что пройдет совсем немного времени, и джаз сможет заинтересовать и привлечь более широкую аудиторию. А это уже зависит от самих джазменов, которые должны не только бездумно повторять великих мастеров - все то, на чем учились и выросли - но и находить что-то новое, свое. Они должны понимать глубину души джаза. Я говорю так неспроста… Сейчас очень много музыкальных технологий, но очень мало души.
Игорь Бутман - саксофонист мирового уровня - к моменту создания Биг-Бэнда уже имел опыт работы как в советском оркестре Олега Лундстрема, так и в американском оркестре Лайонела Хэмптона. И в том, что возник великолепный тандем Игоря Бутмана - интересного, яркого композитора и Виталия Долгова - аранжировщика Биг-Бэнда, музыканта, с именем которого в значительной степени связана целая эпоха в истории отечественных джаз-оркестров. Его мощные, фирменные аранжировки создают неповторимый, уникальный стиль звучания. И в том, что Биг-Бэнд Игоря Бутмана состоит из 18 лучших джазовых музыкантов России, каждый из которых является солистом, каждый имеет право на выражение частички своего «я», на создание своей музыкальной истории, гармонично вплетающейся затем в общее русло джазовой композиции. Потрясающая, фонтанирующая энергетика Игоря Бутмана заряжает музыкантов, превращает их в «живых» исполнителей.
- Игорь Михайлович, Вы можете играть джаз в любом настроении?
- Да, конечно. Как, скажем, рабочий, который может в любом настроении стоять за слесарным станком…
- Вот это Вы сравнили…
- Ну, это же работа! Такая же работа, как и все остальные. Вы же сейчас берете у меня интервью, и, наверняка, можете это делать в любом настроении. Не смотря на то, что я опоздал, а теперь еще и ем-сижу. Но материал выйдет, и если вы задаете хороший вопрос в плохом настроении, то его заметят. А стало быть, у вас появятся и другие герои интервью, которые будут приходить вовремя, не примутся есть и постараются вести себя прилично.
- Какую роль в Вашей работе играет Ваша супруга Оксана? Как правило, жены известных деятелей искусства становятся их помощниками - директорами, продюсерами, «серыми кардиналами»…
- Семья - это всегда очень важно, особенно, если она крепкая, дружная… Ведь когда тебя окружают любимые люди, которые относятся к тебе по-настоящему с теплом и пониманием, конечно, работать легче. И моя жена мне здорово помогает - она, можно сказать, оберегает меня от излишнего внимания людей, порой, не очень хороших людей.
- Ваш сын Данила сейчас учится в Англии. Хотели бы Вы видеть его музыкантом?
- Даниле 12 лет. Он занимается музыкой, но постольку поскольку - для общего развития. Он не хочет быть музыкантом. Его увлекает наука, мечтает стать ученым. Может быть, правильно. Музыкант - сложная профессия, требующая колоссальной самоотдачи, таланта и большого желания творить.
- Игорь Михайлович, Вас часто называют товарным знаком российского джаза, музыкантом «от бога», джазовым мостом Москва-Нью-Йорк, даже кипятильником местного джаза… Как Вы относитесь к подобным ярлыкам?
- Это именно, ярлыки. Но я же не сижу и не воображаю себе, мол, вот я - кипятильник! Нет. Мне достаточно знать, что я делаю свое дело - играю джаз - и делаю это хорошо.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.