На торгах лондонского аукционного дома Christie's «Импрессионисты и современное искусство» было установлено семь мировых рекордов. За максимальную сумму - £5,7 млн. - ушла с молотка картина Пабло Пикассо «Женщина в шляпе», которую приобрел неизвестный покупатель. При жизни Пикассо стал знаменитостью и, будучи человеком прижимистым, относительно состоятельным художником. Однако палат каменных своим трудом не нажил. Зато теперь настоящий бум на его творения.
Художественный авангард начала ХХ века вдохновлялся словами немецкого философа Макса Штирнера: «Я ничто не в смысле пустоты. Я творческое ничто, то, из которого я сам как творец все создам». Роль такого демиурга взял на себя один из самых именитых мастеров кисти испанец Пикассо. Перебравшись в тогдашнюю Мекку художников, в Париж, скверно говоривший по-французски Пабло, пристально следил за творчеством своего конкурента Матисса. Поселившись недалеко от площади Пигаль, на бульваре Клиши, Пикассо почувствовал, как им овладела страсть к коллекционированию.
Свое хобби он удовлетворить не мог из-за недостатка средств. Кроме того, Пабло не отличался изысканным вкусом. «И он гордится этим, считая наличие вкуса буржуазным пережитком», - пишет его биограф Анри Жидель. «И в самом деле, он предпочитает все необычное, диковинное, причудливое, нестандартное, отступающее от нормы и … бесполезное. Зачем, например, ему маленький орган красного дерева?» - задается вопросом исследователь, подчеркивая, что ни Пабло, ни его жена совсем не умели играть.
«Потому что он красив? Вовсе нет. А потому, что обладает удивительной особенностью – всякий раз, когда нажимаешь на клавишу, из мехов органа исходит резкий запах ладана», - утверждает Анри Жидель. Был ли собиратель всяческого хлама, который он усердно скупал на барахолках, больным человеком?
Современный голландский врач-невролог Мишель Феррари утверждает, что уникальная манера живописи Пабло Пикассо связана с тем, что великий художник страдал мигренями, которые причудливо искажали его зрение. Картины Пикассо с самого начала его творческого пути, с так называемого «голубого» и «кубистского» периодов, выглядели необычно. Но с конца 30-х годов его манера подверглась радикальным изменениям.
Начиная с картин «Рыдающая женщина» и «Женщина в шляпе», Пикассо впервые «разложил» человеческие лица на вертикальные полосы, так что один глаз оказывался выше другого, и все части лица выглядят непропорциональными и искаженными. По словам доктора Феррари, пациенты, страдающие от мигреней, жаловались ему, что человеческие лица казались им разбитыми на вертикальные полосы. Однако Пикассо никогда не жаловался на мигрени. Известна его фраза: «Я рисую формы так, как я о них думаю, а не так, как я вижу».
В то время, когда Пикассо не имея французского гражданства, жил на птичьих правах в Париже, большинство граждан Республики рассматривали кубизм как затею, направляемую немцами против здоровой французской живописи. Косвенным подтверждением этому служит тот факт, что одним из продюсеров парижской выставки актуального искусства 40-х годов, на которой демонстрировались полотна Пикассо и Шагала, была знаменитая Эльза Скьяпарелли. В ее модном бутике на Вандомской площади собирались высшие чины вермахта, а сама мадам сотрудничала с марионеточным режимом Виши.
Черпал ли Пикассо свое художественное видение в формах древнего африканского искусства или был пациентом неврологической клиники – вопрос второстепенный. А вот тот непреложный факт, когда между реальностью и сознанием начинает проявляться искаженное восприятие, рекламный плакат или видеоролик, знаменитый ученый Хёйзинга связывал с ослаблением способности суждения. Такого качества, по всей видимости, лишены «любители прекрасного», готовые выложить баснословные деньжищи за сомнительный шедевр.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.