Кончина неоконченного романа Набокова

Выполнит ли сын Владимира Набокова последнюю волю своего отца и уничтожит рукопись его последнего романа «The Original of Laura» (в разных переводах: «Подлинник Лауры» или «Происхождение Лауры»), над которым автор работал вплоть до своей смерти в 1977 году. По мнению литературоведов, этот неизданный шедевр может пролить новый свет на одного из самых сложных писателей ХХ века. Местонахождение этого неоконченного произведения, а также его объем и содержание неизвестны.

Дмитрий Набоков говорит, его отец считал, что в его жизни были три великие трагедии: потеря собственного детства, убийство его отца в Берлине и потеря возможности писать на своем любимом, богатом русском языке. Позже к списку потерь сын писателя добавил литературное пиратство. Прибавится ли сюда еще одна невосполнимая потеря – уничтожение уникального произведения гения?

Первым шум поднял литературный обозреватель еженедельника «New York Observer» Рон Розенбаум, который долгие годы находится в переписке с 71-летним Дмитрием Владимировичем. Пару лет назад Дмитрий Набоков высказал намерение уничтожить манускрипт, который якобы хранится в одном из швейцарских банков. В электронном письме Рону Розенбауму, он мотивировал свое решение необходимостью исполнить завещание отца, который просил уничтожить неоконченный роман свою жену Веру. После ее смерти в 1991 году, единственным правообладателем рукописи является их сын Дмитрий Набоков, который живет в швейцарском городе Монтре.

За восемь месяцев до своей кончины Владимир Набоков писал одному из своих корреспондентов, что книга «The Original of Laura» была начата им до болезни и завершена «в уме», но не на бумаге. Сообщалось, что у книги было другое рабочее название - «Dying is fun» («Умирать смешно»). В 1989 году журналист газеты «Washington Post» уверял, что от трети до половины романа существует в окончательном виде. Другие источники сообщали, что рукопись состоит из 30-40 страниц. «Это история стареющего человека, который не утратил, однако, естественной любви к жизни», - полагает Зоран Кузманович, доцент Davidson College в Северной Каролине и главный редактор журнала Nabokov Studies, основываясь на материалах семинара, на котором в конце 90-х Дмитрий Набоков зачитал фрагмент произведения. Однако известно об этом произведении до обидного мало.

«Оригинал Лауры» - это не вполне законченная рукопись романа, которую я начал писать и дорабатывать перед своей болезнью и которую я мысленно завершил. Я обдумывал ее, должно быть, около 50 раз и в своем ежедневном бреду не раз читал ее небольшой примечтавшейся аудитории, собравшейся в обнесенном стеною саду и состоящей из павлинов, голубей, моих давно покойных родителей, двух кипарисов, нескольких присевших на корточки молодых медицинских сестер и семейного врача, такого старого, что уже почти и невидимого», - писал Владимир Набоков о своем романе.

Дмитрий Набоков говорил о последнем романе отца, как о «самом выдающемся» его произведении и «квинтэссенции его творчества». Дмитрий Владимирович полагает, что «Лаура» - это «совершенно радикальная, оригинальная, сильно отличающаяся с литературной точки зрения от всего остального творчества отца». Неужели она будет уничтожена?

Увы, прецеденты в истории литературы были. Наиболее известные примеры: сожжение Гоголем второго тома «Мертвых душ» и завещание Франца Кафки уничтожить все его рукописи. Табу на свои произведения накладывали Иван Гончаров, Иван Бунин, Марина Цветаева. В августе прошлого года неожиданной стала публикация полной версии легендарного романа Джека Керуака «На дороге», который не издавался из-за наличия сексуальных сцен между геями, описания педофилии, нецензурных слов и идей женоненавистничества.

Вот как объяснил причины, побудившие его уничтожить рукопись, Дмитрий Набоков: «Если я уничтожу «Лауру», ответственность за это будут главным образом нести такие жаждущие рекламы писаки, как Джоан Морган и Брэндон Сентеруол. Они сочинили мерзкую гипотезу, согласно которой «Лолита» представляет собой закодированное изложение предположительно тайной связи между Набоковым и его дядей. Кроме того, есть шарлатаны, которые утверждают, что «Лолита» имеет различные источники. Некий профессор, который копался в старых газетах, обнаружил в 1940 году заметку о мастеровом, который изнасиловал 12-летнюю девочку и таскал ее по всей Америке. Мой отец читал эту заметку и специально включил на нее ссылку в книгу. Это была нарочитая маленькая ловушка, говорил мне отец, для жаждущих добычи литературных ищеек».

В эксклюзивном интервью корреспонденту «Известий»во Франции Юрию Коваленко сын Набокова сказал: «Глупая сплетня вызвала взрыв во всем мире. Благонамеренный журналист прослышал про «Оригинал Лауры», являющийся частью неоконченного романа Владимира Набокова. Автор оставил распоряжение, согласно которому его рукопись должна быть уничтожена. Он имел обыкновение так поступать со всеми своими трудами, которые не мог завершить. Я еще не принял окончательного решения и не знаю, возьмет ли верх сыновья преданность или это оригинальное и прекрасное - хотя и незаконченное - произведение искусства будет жить. Тем временем возникло множество смехотворных гипотез. Один ученый бессовестно лжет, говоря, что видел рукопись и что она носит «автобиографический характер».

И затем добавил: «Некая девица из Глазго, применяя псевдонаучные методы, хочет продемонстрировать, что «оригиналом» кровосмесительных отношений между Ваном и Адой были отношения между Набоковым и его младшей сестрой во время прогулок над Ялтой, где они ждали окончательного отъезда из России... И еще есть замечательный сайт Nabokov-L, который почти "взорвался", потому что его «милый» редактор слишком снисходительно относился к подобной мерзости. Я не хотел бы, чтобы изысканная, многоцветная проза «Лауры» попала в их руки».

Судьба «Лауры» побудила литературный мир задаться вопросом о праве на сохранение романов после смерти авторов. Так, в прошлом месяце поводом для полемики стало решение Тесс Галлагер, вдовы Раймонда Карвера, опубликовать оригиналы произведений мужа, сильно купированные еще при его жизни издателем Гордоном Лишем.

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить