Понтифик Бенедикт XVI не смог посетить римский университет “ La Sapienza ” из-за протестов студентов. В 1990 году кардинал Ратцингер в своем докладе процитировал слова австрийского философа, который защищал Святую инквизицию, осудившую Галилея. Галилео Галилей был талантливым пиарщиком и своекорыстным еретиком.
Подлинной причиной студенческого гнева послужили слова австрийского философа Пауля Файерабенда ( Paul Feyerabend ), которые процитировал в Парме будущий римский папа. «Церковь во времена Галилея крепче держалась за разум, чем сам Галилей, и она учитывала этические и социальные последствия учения Галилея. Её вердикт в отношении Галилея был рациональным и справедливым, а его ревизия носит только политико-оппортунистический характер», - писал философ в 1976 году.
Процесс по делу Галилея, пишет немецкая газета «Вельт», это современное табу. Основанием для такого вывода служит работа «Краткая защита Святой инквизиции» („ Kurzgefassten Verteidigung der Heiligen Inquisition “), написанная бывшим редактором журнала «Штерн» Хансом Конрадом Цандером ( Hans Conrad Zander ). Даже по опросу, проведенному на сайте газеты, следует, что 52% респондентов считают инквизицию преступной организацией. И только 33% уверены, что личность Галилея оказалась переоцененной в истории, и им охотно манипулировали похднейшие историки. 10% при этом по-прежнему продолжают считать его гениальным ученым.
Галилео Галилей (1564-1642), профессор в Падуе, которого принято считать разносторонним ученым и художником, богатством дарований и широтой мышления не уступавшего Леонардо да Винчи, на самом деле был изрядным плутом и гениальным шарлатаном.
Фантазии в духе Мурильо, который на своем полотне изобразил непокорного профессора, простирающего руки к небесам с утверждением: „ Eppur si muove ”(А все-таки она вертится!) – не имеют ничего общего с действительностью. Вертится ли земля вокруг солнца, или наоборот, в 1633 году проверить научными методами никак не могли. Однако все считали, что это необходимо сделать. Такая идея витала в воздухе.
В 1623 году на папский престол вступил кардинал Маффео Барберини, принявший имя Урбана VIII. Будучи кардиналом, он поддерживал дружеские отношения с Галилеем, который, рассчитывая теперь на его покровительство, стал смелее выступать в защиту своих взглядов. В 1630 г. Галилей приезжает в Рим с рукописью своего нового сочинения «Диалог о двух главнейших системах мира - птолемеевой и коперниковой».
22 июня 1633 г., стоя на коленях, Галилей публично отрекся от учения Коперника: «Я, Галилео, сын покойного Винченцо Галилея из Флоренции, семидесяти лет от роду, явившись лично в суд и преклонив колена перед вами, высокопреосвященнейшие и достопочтеннейшие кардиналы, генеральные инквизиторы по ереси всего христианского мира... отрекаюсь, хулю и проклинаю вышеназванные заблуждения в ереси…» Никогда Галилей не сидел в застенках на хлебе и воде, его не пытали.
Фискал, высшее должностное лицо римской инквизиции, предоставил на время его пребывания целую анфиладу отличных комнат в своем доме. Собственный слуга прислуживал ученому за столом. Вкушал Галилей не из оловянной посуды, обеды для него заказывались на кухне флорентийского посольства. По отзывам современников, отличавшейся наиболее изысканной кулинарией. В соответствии с формулировкой „ ad formalem carcerem “, Галилео приговорили к условному наказанию. Для проформы. Словом, инквизиция с человеческим лицом. Причем не абстрактным, а вполне конкретным в лице судьи Роберта Белларминса ( Robert Bellarmins ).
Как Галилей дошел до такой жизни? В 1610 г. ученый пребывал в растрепанных чувствах, что сказывалось на его поведении. В то время им была опубликована скромную работу „ sidereus nuncius “ – «Послания звезд». Скромным был и тираж – 550 экземпляров. Многообещающим был заголовок, который гласил „ magna , longeque admirabilia spectacula “ – «Большая Сенсация». Галилей оказался славной предтечей нынешних редакторов желтых газет, которые тоже обещают сенсации. Отличие в том, что ученый предлагал сенсацию не из мира поп-звезд, а светил натуральных, небесных. Свою сенсацию он зашифровал в тексте, набранном мелким латинским шрифтом.
Речь шла об изобретении им телескопа („ perspicilli nuper a se reperti “).
Галилею исполнилось 46 лет, что в те времена считалось преклонным возрастом. У него не было средств. Вот он и решился опубликовать свой бестселлер. Это сделало его знаменитым и богатым. Это позволит астроному стать «первым математиком и философом великого герцога Тосканского», чье жалованье
Открытие привело Галилея в римские салоны, он сделался популярным. Толпа всегда, вопреки Библии, создает себе кумиров. Великосветская чернь времен Реформации преклонялась перед культом гениев. Хотя некоторые иронично относились к чудаковатому ученому, хихикая за его спиной: «Смотрите, вот пришел тот, кто изобрел телескоп». Невероятно, но в эту чушь поверил сам «изобретатель». Дело в том, что телескоп был изобретен в Голландии еще за два года до его публикации. В 1608 году прибор демонстрировали на Франкфуртской ярмарке. Можно лишь сказать, что Галилей сделал протестантское изобретение чуточку католическим.
А главное, гелиоцентрическая теория вовсе не нуждалась в подобном изобретении. С его помощью Галилей открыл спутники Юпитера, но опровергнуть главный тезис противников Коперника, утверждавших, что движущее тело не может увлекать за собой другие, и что поэтому Земля, имеющая несомненным спутником Луну, не движется сама, наличие какого-либо телескопа не могло. Нужно признать, что открытие спутников Юпитера открытие само по себе заслуживающее внимание, но к опровержению концепции Птолемея отношения имеющее лишь косвенное.
Одна гипотеза подменялась другой. Другое дело, что точка зрения Галилея оказалась впоследствии верной. Хотя он сильно ошибался во многом другом. Отличный пример, давайте в таком случае признаем научным фактом открытие Эриха фон Деникена, якобы нашедшего в джунглях Перу подтверждение гипотезы палеоконтакта. Он еще в прошлом веке обнаружил следы пребывания инопланетян на Земле. Чему же противяться современные ученые, далекие от инквизиции?
Некогда римский папа Лев XIII удачно заметил: «Более чем когда-либо можно утверждать, что в наше время искусство историка – заговор против истины. Трудно предвидеть, к каким результатам приходишь, делая историю рабыней партийного духа и людских страстей».
В своих «Заметках к пьесе «Жизнь Галилея» великий мудрец Бертольд Брехт прямо указал: «Преступление Галилея можно рассматривать как «первородный грех» современных естественных наук. Новой астрономией глубоко интересовался новый класс, буржуазия, ибо в астрономии находили подкрепление революционные социальные течения того времени; Галилей превратил ее в строго ограниченную специальную науку, которая именно благодаря своей «чистоте», то есть своему безразличию к способу производства, имела возможность развиваться более или менее беспрепятственно. Атомная бомба и как техническое и как общественное явление - конечный результат научных достижений и общественной несостоятельности Галилея».
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.