«Ласковый май» потряс всю Польшу

Самый знаменитый хит легендарного «Ласкового мая» неожиданно попал на вершины польских хит-парадов. Перепетые на Новый год ультрамодной Наташей Урбаньской «Белые розы» произвели настоящий фурор и сейчас звучат практически во всех польских увеселительных заведениях.

Собкор «Новых известий» Виктор Шаньков был предельно шокирован, услыхав в новогоднюю ночь по одному из центральных польских телеканалов знакомое с детства «Белые розы, белые розы, беззащитны шипы..»

Однако, песню исполнял не солист «Ласкового мая» Юрий Шатунов, а одна из самых популярных и сексапильных звёзд современной польской эстрады Наташа Урбаньская. Что удивительно, пела она по-русски с еле заметным акцентом.

Как известно, российскую эстраду в постсоветские времена в Польше совершенно не жаловали. Даже имевшие международный резонанс «татушки» здесь были гораздо менее популярны, чем, к примеру, в Японии. Вот почему, как отмечает Виктор Шаньков, настоящей сенсацией стал оглушительный успех «Белых роз», которые за считанные дни стали польским общенациональным суперхитом.

В исполнении той же Урбаньской они постоянно звучат на телевидении и по радио, а также вошли в репертуар почти всех ресторанных ансамблей. Как утверждает собкор «Новых известий», по требованию публики «Белые розы» исполняют и на фешенебельном горнолыжном курорте в Закопане, и в ресторациях и кабачках Варшавы, Гданьска, Белостока и многих других городов. Везде песня звучит по-русски, хотя и с сильным акцентом.

Поразительно, но такая необычная сенсация совпала с двадцатилетием группы «Ласковый май». В 1988 году композитор-самоучка Сергей Кузнецов создал в одном из детских домов Оренбурга подростковую поп-группу, написав для неё несколько, казалось бы, незамысловатых шлягеров, включая «Белые розы».

Весь 1988 год группа колесила по Оренбуржью с концертами, и мало кто думал, что самодеятельный коллектив получит известность за пределами родных мест. Однако магнитоальбомы «Ласкового мая» довольно быстро стали пользоваться нарастающим спросом по всей стране. Уже к январю 1989 года они стали одним из лидеров продаж в крупнейших сетях студий звукозаписи. И это при том, что «Ласковый май» ещё не был ни разу «засвечен» ни на радио, ни на телевидении.

Феномен колоссального успеха «Ласкового мая» до сих пор ждёт серьёзного исследователя. Уже в июле 1989 года десятки тысяч поклонниц коллектива буквально штурмовали спорткомплекс «Олимпийский», где на протяжении недели (!) при полном аншлаге «Ласковый май» давал сольные концерты. Тогда же в ускоренном темпе монополист грамзаписи фирма «Мелодия» выпустила диск-гигант, который открывали, естественно, «Белые розы».

Мэтры эстрадного цеха были в шоке – впервые в истории отечественной поп-музыки непрофессиональный ансамбль добился столь быстрого и огромного успеха без прохождения всех стадий «раскрутки» в уже тогда поделенном и переделенном мире шоу-бизнеса.

Многие объясняют феномен «Ласкового мая» неординарными организаторскими способностями Андрея Разина, который выступал и в качестве продюсера и директора коллектива, и как один из солистов. Именно ему принадлежит идея трёх солистов первого состава «Ласкового мая» (Юрий Шатунов, Константин Пахомов, Андрей Разин).

Именно Разин придумывал различные пиар-ходы, чтобы создать вокруг ансамбля дополнительный ажиотаж – например, он выдавал себя за племянника Горбачёва. Наконец, Разин курировал Сергея Кузнецова, чтобы шальные деньги и сопровождающие их «радости жизни» не отвлекали его от творчества.

Огромные по тем временам деньги, как и следовало ожидать, сыграли в судьбе «Ласкового мая» неоднозначную роль. Любимцы публики стали абсолютными рекордсменами по чёсу, умудрившись дать в 1989-1990 годах свыше 1000 концертов. По СССР гастролировало несколько составов выступавших под фонограмму «Ласковых маев», но Андрей Разин до сих пор отрицает, что он имел прямое отношение к этим афёрам. Хотя и не устаёт повторять, что супердоходами коллектива и обстоятельствами его гастрольной деятельности интересовался даже КГБ.

После окончательного распада «Ласкового мая» в 1992 году пути его участников разошлись. Сергей Кузнецов небезуспешно пытался продвинуть свой новый подростковый проект «Чернила для пятого класса», записав несколько весьма трогательных альбомов. Однако, драматические увлечения известно какими напитками в духе Мусоргского, похоже, окончательно подорвали его неординарный песенный талант.

В конце 90-х годов пытался вернуться на большую эстраду и первый исполнитель «Белых ночей» Юрий Шатунов. Но большого успеха его новые альбомы не имели, хотя часть поклонниц осталась верна своему кумиру. Что касается Андрея Разина, то он занялся предпринимательством в сфере сельского хозяйства, а также пробовал себя на политическом поприще, где не снискал особой славы.

За всеми этими скандальными перипетиями как-то в стороне остался вопрос, а в чём же чисто эстетическая причина феноменального успеха творчества «Ласкового мая». Автору этих строк в самый разгар страстей вокруг ансамбля довелось изложить в феврале 1989 года своё видение темы на страницах самого популярного в то время издания про шоу-бизнес – в «Звуковой дорожке» газеты «Московский комсомолец».

Взглянув на дело с исторической точки зрения, я обнаружил, что автор всех песен «Ласкового мая» Сергей Кузнецов возродил практически забытую дореволюционную традицию жалостливых песен под шарманку.

Как видно хотя бы из романов Достоевского, шарманщики зарабатывали на жизнь, ходя по городским дворам вместе с детьми, которые как раз и исполняли трогательные до слёз песни. Таким образом, душевность композиций в сочетании с образами певцов-детдомовцев и обеспечили «Ласковому маю» уникальный успех, сделали его социокультурным феноменом.

Пока неизвестно, будет ли отмечено двадцатилетие легендарной группы каким-то мероприятием. Давно звучали предложения, чтобы звёзды современной эстрады перепели бы наиболее знаменитые хиты коллектива как это было несколько лет назад с песнями не менее легендарного «Миража». Может быть феноменальный успех «Белых роз» в Польше поможет это сделать?

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить