В субботу прошли литературные дебаты популярных французских писателей Мишеля Уэльбека и Фредерика Бегбедера. «Старший брат», как его аттестовал Бегбедер, достав сигарету, тихим голосом неторопливо повел беседу с «младшим». Под русскую водку и без закуски.
Бегбедер находится в Москве, чтобы представить новую книгу «Идеаль», посвященную России, а Уэльбек привез фильм, снятый по мотивам его произведения «Возможности острова». Сразу после прямого эфира на одной из радиостанций, Уэльбек приехал до начала дебатов, Бегбедер из-за «пробок» опоздал на полчаса. Едва начав прения, Фредерик громко по-английски попросил дать им водки. Так без закуски неторопливо текла беседа.
Оба сексуально озабоченных литератора на этот раз практически ничего не говорили о женщинах, если не считать замечания переводчика, что ребята называют «самый красивый женский орган» не вполне печатным французским словом. Бегбедер, как обычно, не в меру часто употреблял свое любимое словечко «фрустрация». Живущий в Ирландии Уэльбек был нордически спокоен и немногословен.
«Красота церквей, ладан, песнопения, весь религиозный фольклор нравятся мне больше, чем существование Бога, насчет которого у меня есть вопросы и сомнения», - утверждает Бегбедер. Правда, в основном его вопросы к Богу не идут дальше этики, так же, как его любовь, сродни той, что испытывала Катерина из «Грозы» Островского. Как кончила героиня знаменитой пьесы читатель, надеюсь, помнит. Фредерик тоже очень боится умереть молодым. Вообще, он боится умереть. По его же собственным словам, его тянет в Россию (наверное, не только водку пить), поэтому небесполезно напомнить Бегбедеру, что православная церковь предала анафеме толстовство, в частности, за то, что писатель пытался интерпретировать христианство как чисто этическое учение, как доктрину добродетельной жизни.
Не нравственное учение, по Мережковскому, определяет ценность христианства, а сама личность воскресшего Господа. Нравственная доктрина – лишь одно из качеств или свойств религии. Даже Библия учит, что Адам и Ева совершили грехопадение через распознавание добра и зла. Бог, как источник блага, выше блага. Словом, этическая интерпретация христианства – это сомнительный плод либеральной теологии позитивизма 19 столетия.
Этот небольшой экскурс в богословскую проблематику понадобился для объяснения страхов и фобий или, по Бегбедеру, фрустраций. На встрече Бегбедер объяснил, чем отличается его творчество от творчества Уэльбека:
- Мы исходим из одного и того же явления - из фрустрации. Просто Уэльбек больше пишет о маргиналах, которые выброшены из общества, а я, скорее, о людях, которые живут в нем, действуя нагло и нахально.
«Сексуальная фрустрация у мужчины порождает беспокойство, которое проявляется в сильном напряжении, сосредоточенном на уровне желудка», - это уже признание Уэльбека, сделанное им в самом знаменитом его романе «Элементарные частицы». Далее следуют очень смачные физиологические подробности, коих не мало в всех его произведениях. Вот так они и рассуждают обо всем в стиле «дух lessa ». Какую этику из католичества может извлечь, ставящий вопросы к Богу, Фредерик или его «старшой брат» Мишель, видящий человека (и мужчину, и женщину) только в телесно-низменном виде. Вот такая нынче литература востребована нынче на Западе и бурным потоком мчится к нашим берегам.
Дебатов и споров не было. Два литератора прилюдно выпили бутыль водки и стали невпопад отвечать заплетающимися языками на вопросы ведущего, который поспешил завершить встречу словами о том, что надо бы оставить их вдвоем, поскольку им есть о чем поговорить. Вот тут и берут сомнения, есть ли им что сказать друг другу и особенно всем нам.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.