В Москве вышел уникальный альбом, в котором представлено собрание листовок и плакатов Второй мировой войны, предназначавшихся для войск противника. Ранее за хранение подобного рода литературы в СССР давали срок и немалый. В первой части альбома содержится гитлеровская пропаганда, во второй – сталинская. Круче оказалась последняя. Почему?
Когда берешь книгу в руки, то сразу же понимаешь, что это издание нужно, прежде всего, молодым людям, обдумывающим житье. И не только тем, кто пойдет служить Отечеству, хотя именно для них в первую очередь предназначена данная книга. Немало интересного для себя почерпнут в ней просто пытливые и любознательные. Прошедшее нужно знать не только потому, что оно прошло, а потому что, пройдя, оно не сумело снять своих последствий. Так говорил крупнейший русский историк Василий Ключевский. Не оспаривая эту точку зрения, хотелось бы сказать, что ознакомиться с материалом книги «Пропуск в рай».
Во-первых, она отменно прочищает мозги от навязчивой рекламы. Любой, даже самой мирной. Пролистав страницы прекрасно изданного труда, ловишь себя на мысли, что как же легко нас всех ловят на пропагандистскую «блесну». Достаточно тупо объяснить вояке с противоположной стороны: вас, милостивый государь, ждут у нас – и точка! Он закопает свой штык в землю и перейдет на сторону врага. В современной рекламе - пойдет и купит ненужную вещь. Способы пропаганды давно и хорошо отточены. Вот только насколько они действенны?
Рассказывает главный редактор журнала «Вопросы литературы», на фронте гвардии лейтенант, командир роты Лазарь Лазарев:
- Достигали ли листовки своей цели? Очень сомневаюсь. У меня в роте и в ближайшем окружении (в полку) перебежчиков не было. Может быть, это случалось в каких-то крайних, критических ситуациях, но я этому свидетелем не был. Когда начали сдаваться в плен окруженные в Сталинградском котле солдаты Паулюса, мне кажется, что на них действовали не наши листовки с ультиматумом, а все-таки приказы их командиров.
По данным вермахта, перебежчиками стало около 80 тысяч красноармейцев, причем случаи массового перехода фиксировались не только в первые месяцы войны, но и отступления германской армии. За 1944 год перебежчики (9207 человек) составили 6,2 % от общего числа попавших в плен советских военнослужащих. Аналогичных цифр по добровольно сдавшимся в плен солдатам и офицерам вермахта в отечественной литературе пока не приводилось. Эти данные до сих пор хранятся в спецхране. На 20 января 1945 года в советском плену находилось более 1 млн. солдат противника, а 1 июля того же года в лагерях на территории СССР содержалось уже 2 млн. 658 тыс. военнопленных вермахта и его союзников.
Тему продолжает действительный член Академии художеств, народный художник СССР Борис Ефимов:
- Сейчас, когда я пишу (вернее, диктую своему сыну) эти строки, мне идет 107-й год. Судьба распорядилась так, что, родившись в 19-м веке, я дожил до 21-го. Возраст, конечно, сказывается, и некоторые события дней минувших сохранились в моей памяти уже не так отчетливо. Карикатура родилась задолго до того, как появилось это необычное слово. Среди первых произведений данного жанра есть даже изображение египетского фараона Рамзеса III , созданное за 13 веков до нашей эры. Иногда злободневный рисунок в газете становился поводом для официальных дипломатических нот. Так, в частности, произошло с моей карикатурой, опубликованной в «Известиях» в 1926 году, на которую с протестом откликнулся британский МИД. Живы в памяти недавние события, когда карикатура на пророка Мухаммеда вызвала бурю протеста во всем мусульманском мире. Все это свидетельствует о том, что сатира, как и всякое оружие, требует к себе внимания и осторожности.
- Вспоминается такая история, - продолжает Борис Ефимов, - газета «Правда» - центральный орган компартии – поместила на своих страницах карикатуру одного художника, фамилию которого я запамятовал. На ней был изображен Гитлер в виде обезьяны, забравшейся высоко на дерево. Рисунок сопровождался примерно таким текстом: чем выше заберется обезьяна, тем сильнее она расшибет свой зад при падении. Эта карикатура очень не понравилась Сталину, который сказал, что нам противостоит сильный и коварный враг, а такая шутка – глупа и неуместна.
При сравнении выясняется любопытная картина. Советские пропагандисты, особенно находившиеся на переднем крае – на линии фронта – действовали куда более эффективно, чем их немецкие коллеги. Западные господа-товарищи брали в основном за счет продвинутых технологий: цвет и дизайн. Советские – хватали за душу проникновенным текстом и внедрением в менталитет супостата. Словом, наши пропагандисты били не в бровь или глаз, а заставляли думать. В отличие от примитивного антисемитизма и пещерной ненависти против буржуа – наши пропагандисты били прямиком в «яблочко». Тихой сапой наши ребята внедрили в сознание противника донельзя простую мысль – пока ты корячишься на фронте, твою жену пользует смазливый эсэсовец. Роскошная деваха в чулочках-колготках на картинке дополняла незатейливую мысль.
Удар по низменным или высоким чувствам – это одно. Главное, был текст, который заставлял человека думать и бойца принимать решение. Отметим, что в поддержку принятия решения правильного в придачу к пропагандистам прилагались: реактивные минометы или «Катюши», бронетанковый удар мощных «тридцатьчетверок» и прочих батальных заморочек или, как пишут в Интернете, юнитов.
- Интернет служит одним из инструментов для психологических атак и запугивания граждан, - убеждены доктора исторических наук, профессора исторического факультета МГУ Лев Белоусов и Александр Ватлин. – Этот эффект достигается демонстрацией зверских убийств заложников и пыток военнослужащих, бряцанием оружием и угрозами в адрес мирных жителей. Все большее распространение получает «кибертерроризм»: люди опасаются, что в результате компьютерных сбоев, спровоцированных террористами, может произойти крушение самолета, столкновение поездов, обвал экономики и т.д.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.