Свой юбилей известный режиссер и сценарист Андрей Сергеевич Кончаловский отметил презентацией своей новой книги «На трибуне реакционера», которую он написал вместе с политологом Владимиром Пастуховым. Накануне состоялась премьера новой мелодрамы Кончаловского «Глянец». Собственно день рождения начался для него с обычного 10-километрового кросса в компании с женой Юлией Высоцкой, которая моложе мужа на 36 лет.
Андрей Кончаловский известен благодаря своим театральным постановкам. В парижском «Одеоне» им поставлен спектакль «Чайка» по Чехову, в Москве - спектакль «Мисс Жюли» Стриндберга, в оперном театре «Ла Скала» и в парижской Бастилии Кончаловский радовал постановками «Евгения Онегина» и «Пиковой дамы», в Мариинском театре и театре «Метрополитен-опера» с успехом шли «Война и мир». Обращение к классике вылилось в эпическую «Одиссею» Гомера. В ипостаси кинорежиссера Кончаловский обращался к не менее масштабному полотну «Сибириада».
Кончаловский пришел в кино в шестидесятые годы, когда обозначились Феллини, Антониони и Бергман. Советские режиссеры тогда тоже предпринимали серьезные попытки делать большое кино. Вспомним, Андрея Тарковского. Все усилия кончилось при жизни одного поколения. Творческие метания Кончаловского при всем их культурно-историческом и географическом разнообразии кончились пустым звуком.
В своих перегруженных излишними подробностями 2-томных мемуарах Кончаловский охотно и даже цинично писал об этом. Без горечи за напрасно растраченные годы. Видимо, в отличие от других «шестидесятников», кинорежиссеры более подвержены давлению масскульта, чем пишущая братия. По сюжету комедийной драмы «Глянец» (еще немного и почти «гламур»), провинциалка Галя приезжает в Москву, чтобы украсить своим личиком обложку глянцевого журнала «Beauty». Когда мечта не сбылась, девушка попадает к известному модельеру, становится помощницей владельца элитного частного агентства, занимающегося подбором невест для богачей, а в результате сама превращается в элитную невесту. Вечная золушкинская тоска – от Шарля Перро до «Красотки» с Джулией Робертс и Ричардом Гиром.
Как это далеко от истории колхозной поварихи Аси Клячиной, которая «любила, да не вышла замуж, потому что гордая была». Через три десятилетия, помотавшись по голливудам, Кончаловский - в противовес лиричной картине про любовь к шоферу грузовика - снимает лубочный пасквиль на русскую деревню «Курочка Ряба». Перестроечные реформы и частная собственность, пьяные мужики и загаженные сортиры. После премьерного показа фильма по телевидению, режиссер выступал перед зрителями и его основной спич был именно про грязные туалеты.
По Кончаловскому можно изучать историю. По крайней мере понять расставляемые ею акценты. В какой период какой герой был востребован. Не спорит с этим Андрей Сергеевич, когда говорит, что в книге «На трибуне реакционера» «мы попытались доказать, что именно культура определяет российскую политику». Если подытожить, сегодня получается такой расклад: глянец, реакционность и цинизм.
В мемуарах Кончаловского есть признание в том, что у него нет, свойственной Тарковскому, наивной веры в абсолютную силу искусства, в собственную мессианистскую роль. Пожилой циник так же естественен как наивный ребенок. Глядя на безобразную старуху, дитя в ужасе отшатнется, если кто-то поскользнется и шлепнется – это рассмешит его. Обычные человеческие чувства, не скованные культурными предрассудками. Вот таким видится один из деятелей этой культуры, который сегодня перешагнул свой 70-летний рубеж.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.